Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает меры по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса

Читать на сайте 1prime.ru

Проверка показала, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не в полной мере обеспечивается создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

Так, органами местного самоуправления ряда субъектов Российской Федерации не разработаны и не приняты акты, предусмотренные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: порядок создания координационных (совещательных) органов в указанной сфере; порядок формирования, ведения и опубликования перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для сдачи в аренду, порядок и условия сдачи в аренду такого имущества; а также иные предусмотренные законодательством акты. Такая ситуация сложилась в Республике Марий Эл, Воронежской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Самарской областях, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Ненецком автономном округе.

В ходе проверки прокурорами субъектов Российской Федерации внесены представления органам власти ряда регионов с предложениями ускорить разработку и принятие региональных законов, устанавливающих предельные значения площади арендуемых предпринимателями помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества.

При проверке выявлены факты создания дискриминационных условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с арендой муниципального имущества, а также факты создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, нарушений законодательства о защите конкуренции.

Так, правовые акты органов местного самоуправления ряда субъектов Российской Федерации содержат условия о предоставлении дополнительных документов и излишних согласованиях для заключения договоров аренды, о возможности арендодателя требовать по своему усмотрению предоплаты арендных платежей, возложение непредусмотренных законодательством обязанностей на арендатора (Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Ростовская, Тульская и Свердловская области). Все эти условия не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Кроме того, были выявлены нарушения требований гражданского законодательства при расторжении с предпринимателями договоров аренды земельных участков.

Имеют место случаи предъявления со стороны органов местного самоуправления, выступающих в качестве арендодателей недвижимого имущества, требований о досрочном расторжении договоров аренды без наличия предусмотренных законом оснований. При этом зачастую не соблюдается преимущественное право арендодателей на заключение новых договоров аренды. Иногда основанием для расторжения договора аренды является продажа муниципального имущества, что противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации о сохранении арендных отношений при переходе права собственности на арендуемое имущество (Ленинградская, Орловская, Смоленская области, Ставропольский край).

Так, в Орловской области возбуждено уголовное дело в отношении заместителя мэра города в связи с совершением им действий, направленных на прекращение арендных отношений с предпринимателем и принадлежащими ему юридическими лицами с целью его понуждения к продаже принадлежащего ему бизнеса в пользу конкретных лиц на заведомо невыгодных условиях. По делу ведётся предварительное следствие.

Допускаются нарушения законодательства при заключении договоров аренды недвижимого имущества и их продлении.

По результатам проверки и в целях устранения выявленных нарушений законодательства прокурорами внесено 309 представлений, объявлено 38 предостережений, принесено 210 протестов, направлено в суды 81 исковых заявлений.

Контроль за исполнением законодательства, направленного на защиту малого и среднего предпринимательства находится на постоянном контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Обсудить
Рекомендуем