Речь идет о следующих страховых компаниях: ОСАО "Ингосстрах", ОАО "Военно-страховая компания", ООО СК "ВТБ Страхование", ООО "Росгосстрах-Столица", ООО "Росгосстрах-Сибирь", ООО "Росгосстрах-Северо-Запад", ООО "Росгосстрах-Поволжье", ООО "Росгосстрах-Татарстан", ООО "Росгосстрах-Юг", ООО "Росгосстрах-Урал", ООО "Росгосстрах-Дальний Восток", ООО "Росгосстрах-Центр" ООО "Росгосстрах-Аккорд", ОАО СК "Русский Мир", ОАО "СК "ПАРИ" и ООО "Губернская страховая компания Кузбасса".
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении банком и страховыми компаниями соглашений о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования, которые привели /могли привести/ к установлению тарифов на страховую услугу, а также экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции" банк и страховые организации представили документы, подтверждающие добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Так, из соглашений о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования были исключены фиксированные и минимальные тарифы по страхованию жизни, имущества и титула, которые должны применяться страховщиками при комплексном ипотечном страховании. При этом соглашения были дополнены положениями о том, что никакое из условий соглашений не подразумевает обязанностей банка и страховых компаний согласовывать цены, тарифы, скидки или иным образом закреплять взаимную связь стоимости своих услуг для третьих лиц.
В целях недопущения необоснованных отказов от заключения кредитных договоров по причине выбора заемщиками той или иной страховой организации банк разработал и разместил в открытом доступе на сайте:
- требования банка к страховым организациям /общие требования и требования к финансовой устойчивости/;
- требования банка к договорам страхования при ипотечном кредитовании;
- перечень документов, предоставляемых страховыми организациями для проверки на соответствие указанным требованиям;
- сведения о возможности заемщиков заключать договоры страхования с любыми страховыми организациями, если по результатам проверки будет установлено, что она отвечает требованиям банка.
В связи с добровольным устранением банком и страховыми компаниями выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи банку и страховщикам предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Установление факта нарушения статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" является основанием для привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, установленной статьей 14.32 КоАП РФ.
Согласно примечанию к данной статье лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, отказавшееся от участия или дальнейшего участия в таком соглашении и предоставившее имеющиеся у него сведения /информацию/ в целях установления факта такого соглашения, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение.
Напомним, что поводом для возбуждения дела послужили добровольные заявления банка и страховых организаций об отказе от дальнейшего участия в заключенных ими соглашениях, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Вопрос об освобождении банка и страховщиков от административной ответственности будет рассмотрении в соответствии с процедурами КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ФАС России не только установила факт нарушения пунктов 1 и 4 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", но и выявила признаки нарушения банком и страховыми организациями пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения соглашений, которые приводят /могут привести/ к навязыванию заемщику условий договора ипотечного кредитования, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.
Речь идет о том, что заключаемые банком и страховыми организациями соглашения о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования предусматривают помимо страхования предмета ипотеки обязательное страхование заемщиками жизни и титула, что может рассматриваться как невыгодное или не относящееся к предмету договора ипотечного кредитования условие.
Соответственно, признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России усмотрела в действиях банка и страховых организаций, которые совершаются на рынке банковских услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 40 ФЗ "О защите конкуренции" нарушения кредитными организациями на рынке банковских услуг рассматриваются комиссией, в состав которой на паритетной основе включаются представители Центрального банка Российской Федерации.
В связи с этим комиссия по рассмотрению дела поручила Управлению контроля финансовых рынков в порядке, предусмотренном Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, подготовить соответствующие документы о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, окончательное решение о наличии либо отсутствии в действиях Банка ВТБ 24 /ЗАО/ и страховых организаций нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" будет принято совместной комиссией из представителей ФАС России и Банка России.