"Европа должна решить, нужен ей газ, трубный газ из России в тех объемах, которые мы предлагаем, или нет", - заметил Путин, отвечая критикам проекта. "Если не нужен, значит мы не будем строить этот трубопровод, а будем строить заводы по сжижению, работающие на мировой рынок, вот и все", - сказал он. "Мы очень ответственно подходим к этому вопросу, - продолжил Путин, - но, разумеется, мы не можем это делать самостоятельно и не будем". "Это должно быть взаимное решение, ответственное, с взглядом на будущее развитие мировой энергетики, европейской экономики, мы будем очень конструктивно работать с нашими европейскими партнерами", - подчеркнул он.
"Хочу, чтобы было понятно, что мы не продавливаем это решение, нам оно нужно не больше, чем нашим европейским партнерам - потребителям", - особо отметил он. "Если не труба, значит будем сжижать на предприятиях, в танкеры грузить и отправлять на мировые рынки", - сказал Путин. "Только дороже это будет для вас, вот в чем дело", - продолжил он. "Вот и все. Так что посчитайте, это все легко считается", - заключил премьер-министр.
Довольно резкое заявление российского премьера, сделанное им в близкой к ультимативной форме, по поводу перспектив поставок российского газа по трубопроводу "Северный поток" в Европу, вытекает из контекста не прекращающихся дискуссий в Европе относительно того, следует ли европейцам "подсаживаться" на российский газ вообще и подписываться под контрактами на поставку голубого топлива, поставляемого по проектируемому СЕГ, в частности. Вопрос о строительстве трубы по дну Балтийского моря с самого начала предельно политизирован, несмотря на то, что, с точки зрения, экономики этот проект для европейцев крайне выгоден. Зачинщиками дискуссии о необходимости законсервировать этот энергетический проект выступают, как известно, страны Балтии, а также Польша, которые становятся самым уязвимым звеном в цепочке потребителей российского газа, так труба СЕГ обойдет их стороной.
Напомним, что Эстония не прекращает попыток изменить маршрут СЕГ, а в прошлом году правительство Эстонии пошло на дерзкий шаг и решило отказать российско-германскому оператору Северо-Европейского газопровода /СЕГ/ Nord Stream проводить исследования в морских водах исключительной экономической зоны республики для прокладки маршрута. "Принимая во внимание, что территориальные воды Эстонии суверенны, а также учитывая государственные интересы в исключительной морской экономической зоне, правительство решило отказать Nord Stream проводить исследования", - сообщило эстонское правительство. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в интервью эстонскому телевидению заявил тогда: "Мы уже давно решили, что скажем строительству "нет". Возможное предоставление строителям Nord Stream разрешения на исследование экономической морской зоны Эстонией "можно объяснить только тем, что это позволило бы получить дополнительную информацию об окружающей среде, а это, в свою очередь, позволило бы дополнить аргументы, почему этой трассы вообще не должно быть в Балтийском море", - говорил он.
Демарш Таллина следует рассматривать как продолжение "революционного решения" Еврокомиссии о введении ограничений для Газпрома на энергетическом рынке Европы. Тот факт, что "младший брат" /в лице Эстонии/ вторит "старшему"/ в лице Брюсселя/, Москве не следует считать чем-то неожиданным. Прикрываясь заботой об экологической безопасности Балтийского моря, Таллин продолжает политическое давление на Россию, преследуя очевидные меркантильные интересы. Если "Газпром" "прогнется" и решит изменить "подводный" маршрут трубы на наземный /с заходом ответвления газопровода на территорию Прибалтийских стран/, то Эстония сможет гарантировано получать деньги за прокачку газа по трубе.
Несмотря на то, что "газовая" война между Москвой и Таллинном серьезно угрожает проекту СЕГ, эксперты все же высказывали уверенность в том, что страны Балтии не смогут остановить строительство Северо-Европейского газопровода. С другой стороны, "фронда" в лице Эстонии поставила под сомнение соблюдение сроков введения в строй первой нитки газопровода /речь идет о середине 2010 г/.
Как известно, у Эстонии есть союзники по проблеме строительства Северо-Европейского газопровода. Они хорошо известны: это, конечно же, "маленькие, но гордые" братья-прибалты – Латвия и Литва, а также примкнувшая к ним Польша, специализирующаяся в последнее время исключительно на антироссийских демаршах.
В числе противников Nord Stream значится и Швеция. Эксперты не исключают, что к этому лагерю может примкнуть и Финляндия. Против строительства газопровода выступает и Украина, вовсе не являющаяся морской державой. Отрицательная позиция Киева продиктована "шкурными" интересами – после введения в строй Nord Stream значительная часть газа, идущего сейчас по трубопроводу, будет перенаправлена на "северный" маршрут /хотя речь не идет о том, что "украинская" труба будет полностью пустовать, но Киев все равно через 3 года может лишиться значительной части денег, получаемых за прокачку газа по украинской территории/.
Еще летом 2007 года министры экономики Латвии, Литвы и Эстонии, а так же представители Польши отправили в Еврокомиссию письмо, где просили поддержать идею строительства Северо-Европейского газопровода, который свяжет РФ и Германию, не по дну Балтийского моря, а по суше. Авторы документа напоминают, что на дне Балтийского моря после двух мировых войн было захоронено химическое оружие. "Газпром", в свою очередь, неоднократно заявлял, что экология Балтики от газопровода никак не пострадает, а химоружие, находящееся на его дне, защищено от внешнего разрушения. Кроме того, Москва ссылается на опыт работ по прокладке трубы "Голубого потока" по дну Черного моря.
РФ, понятно, не хочет проводить трубопровод по суше, поскольку это убивает саму суть проекта. Нужно, чтобы газ из РФ пошел напрямую в Германию, минуя посредников, что позволит "Газпрому" не платить третьим странам за транспортировку топлива и не зависеть от капризов и финансовых проблем транзитеров.
В мае 2007 г премьер-министр Эстонии Андрус Ансип отказался принимать председателя совета директоров компании Nord Stream Герхарда Шредера /экс-канцлера ФРГ/, что привело к тому, что обсуждение маршрута газопровода было отложено на неопределенный срок. Между тем, в течение лета Эстония так и не подписала письмо в ЕК с предложением изменить маршрут Nord Stream. Параллельно в эстонском правительстве разрабатывается проект закона о морских границах, который ставит под сомнение решение Таллина от 1993 г, которым Эстония добровольно отказалась от трехмильной зоны в Балтийском море, а именно в этих водах планируется прокладка газопровода.
Кроме того, эстонские парламентарии заявляют, что существующая система координат в Финском заливе не едина и в целом неверна. По мнению Таллина, морские карты составлялись в 1942 г, во время Ленинградской блокады, для нужд советских подводных лодок, и на сегодняшний день они не являются полноценным документом.
В любом случае, демарш Эстонии превратит процесс согласования маршрута Nord Stream в затяжное политическое "шоу", цель которого – сорвать график ввода проекта в строй. Эксперты предполагают, что перенаправить маршрут трубы со дна моря на сушу будет проблематично, так как в подводном варианте заинтересован и ЕС, и, в частности, одна из ведущих стран еврозоны – Германия.
Главный вопрос заключается в том, приструнит ли ЕС ретивых "молодых" членов Евросоюза или решит "замутить" политические игры с Москвой. Очевидно, что в Евросоюзе нет единства по этому вопросу: популисты от политики в ЕС вступают в "клинч" с прагматиками. Суть одна: как бы ЕС не стремился ограничить присутствие "Газпрома" на энергетическом рынке Европы, потребности в голубом топливе в странах Старого Света с каждым годом все возрастают. В этой ситуации ввод в строй Nord Stream для Европы вещь необходимая.
Напомним, что морской участок Северо-Европейского газопровода, планируется протянуть через Балтийское море от Выборга /Россия/ до Грайсвальда /Германия/ и соединит российскую газопроводную сеть с газораспределительной сетью Европы. К 2015 г Nord Stream обеспечит около 25 проц потребностей ЕС в импорте газа. Общая пропускная способность двух линий газопровода составит около 55 млрд куб м газа в год, на которую планируется выйти к 2013 г. Однако не исключено, что стараниями Эстонии эти сроки могут быть сдвинуты. Если, конечно, Германия не применит свой авторитет и не задействует свои меры по отношению к строптивым молодым членам Евросоюза, напоминая новичкам, что Берлин является основным донором европейской экономики.
Комментируя ситуацию вокруг Nord Stream в связи с решением Эстонии отказаться от проведения исследований дна Балтийского моря, президент Российского газового союза Сергей Чижов в интервью ПРАЙМ-ТАСС в свое время сказал, что "демарш" Таллина может привести к тому, что маршрут газопровода может быть изменен и, возможно, пойдет в обход территориальных вод Эстонии. "Не следует исключать того, что параллельно Евросоюз будет искать пути нахождения компромисса с Таллином по этому вопросу", - считает эксперт. По его словам, "очевидно, что демарш Эстонии следует рассматривать, как попытку Таллина выторговать для себя более приемлемые цены на российский газ". "На 2008 год Газпром выставил Эстонии цены в районе 350 долл за тыс куб м топлива", - добавляет С.Чижов. Похоже, вся затея эстонцев по поводу блокирования исследовательских работ морского дна Балтика банально сводится к торгу за более низкие цены на импортируемый из РФ газ.
"Nord Stream, скорее всего, не пойдет по суше, вопрос лишь в том, каков будет маршрут "подводной части трубы": такой, как до настоящего момента или в него будут внесены корректировки", - сказал осенью прошлого года С.Чижов.
Но прошел год с момента достопамятного демарша Эстонии и других стран Европы, объединившихся в антироссийском политическом порыве, касательно вопроса о начале строительстве мега-энергетического проекта СЕГ, но консенсус между РФ и Евросоюзом по этому вопросу так и не найден. Накануне саммита в Ницце РФ-ЕС В.Путин решил "освежить" повестку дня этого мероприятия, итак богатую на "острые" сюжеты /война в Грузии, российские "Искандеры" опять же "под носом" крикливых ревизионистов в лице стран Балтии и Польши/ и прямо предложил ЕС определиться с вопросом о том, хотят ли они получать бесперебойно, а главное по разумным ценам газ из РФ по трубопроводу СЕГ.
Европейские чиновники, прекрасно понимающие, что ЕС нуждается в энергоресурсах из РФ, тем не менее, в последнее время все откровеннее скатывается на уровень около политических демагогий, причем не только по тем проблемам, которые касаются газового сотрудничества сторон. Картинно топнув ножкой, ЕС решила заблокировать переговоры о новом базовом соглашении между Москвой и Брюсселем из-за разного видениями стороны военной операции в Грузии, но, посудачив на этот счет три месяца, в минувший понедельник решила возобновить переговоры с РФ о стратегическом партнерстве. Наблюдатели не склонны предполагать, что ЕС будет стремиться к конкретике в определении позиции по поводу дальнейшего партнерства с РФ. Но от прямого ответа на вопрос В.Путина о том, нужна ли европейцам труда СЕГ, представителям ЕС, похоже, будет трудно открутиться.