"Банки должны ЦБ как земля колхозу" – путь к формированию нового монетарного режима, - Денис Попов, NetTrader

Читать на сайте 1prime.ru

"Развитие событий на российском финансовом рынке, связанных с текущим мировым финансовым кризисом, довольно неожиданно формируют предпосылки для изменения монетарного, а в дальнейшем и курсового режима существующего последние годы. Именно сейчас в условиях мирового финансового кризиса Центробанк РФ получил большущий шанс запустить собственный "трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики", т.е. механизм регулирования бизнес-активности с помощью собственных инструментов денежно-кредитной политики. Ещё летом в РФ продолжал действовать так называемый монетарный режим гибкой курсовой привязки. Ориентиром для экономики или её "якорем" является курс национальной валюты. В случае РФ – курс рубля к бивалютной корзине. Посредством проведения интервенции /в рублях или в иностранной валюте/ в зависимости от конъюнктуры рынка, ЦБ допускал только незначительное и плавное изменение курса. Но этот режим не позволяет должным образом использовать денежно-кредитный инструментарий для проведения стимулирующей или охлаждающей бизнес-активность политики.

Правительство и ЦБ уже давно декларировали намерения перейти к более прогрессивному монетарному режиму – таргетирования инфляции. Именно с его введением в развитых странах связывают успехи в получении контроля над инфляцией, который реализуется посредством уже указанного выше трансмиссионного механизма. Тем не менее, переход к режиму таргетирования инфляции возможен только при переходе к курсовому режиму "свободного плаванья". Именно это ограничение не позволяет власти форсировать события и "заставляет ждать", когда же сальдо внешней торговли станет отрицательным или приблизится к "0" для того, чтобы наименее болезненно, как она считает, осуществить переход к плавающему курсу рубля. Впрочем, мировой финансовый кризис, похоже, помог. Опасения по поводу существенного укрепления рубля улетучились. В стране сложилась ситуация когда ликвидность банковской системы полностью зависит от инструментов рефинансирования Центробанка и депозитов Минфина. Так, российская банковская система при объёме остатков средств на счетах в ЦБ около 900 млрд. руб. имеет краткосрочный долг перед Минфином и ЦБ более 1,7 трлн. рублей. Многие инструменты рефинансирования созданы в экстренном порядке, в условиях, когда российская банковская система ощутила существенное сокращение источников фондирования. Процентные ставки, по этим инструментам привязаны к ставке рефинансирования Центробанка.

Не думаю, что банки в скором времени смогут отказаться от поддержки государства. Даже учитывая сезонное увеличение расходования средств с бюджетных счетов в конце года, кризис недоверия сохранит потребность финансовой системы в господдержке. Кроме того, согласно новому антикризисному плану Правительства РФ, уже в феврале 2009 года должен быть разработан проект Закона РФ, предусматривающий доступ профессиональных участников рынка ценных бумаг к инструментам рефинансирования ЦБ, а соответственно влияние государственных инструментов рефинансирования на общеэкономическую ситуацию в стране будет в ближайший год только усиливаться.

Другими словами ЦБ, изменяя ставку рефинансирования, может в перспективе влиять на стоимость кредитов во всей российской экономике, а соответственно охлаждать или стимулировать экономический рост.

Получается своеобразный трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. И пока что он будет действовать без перехода к плавающему курсу рубля. Конечно, в случае если мировой финансовый кризис в ближайшее время завершится так и не вызвав мировой рецессии, данный механизм долго не просуществует. Возобновится приток капитала и ЦБ РФ будет вынужден выкупать излишек валюты, наполняя рынок рублёвой ликвидностью. Но пока в подобный сценарий развития событий слабо верится. Более вероятным видится существенное ограничение движения капитала и распространение по всему миру приоритетности поддержания развития внутренних экономик – этакий глобальный протекционизм. В этих условиях, какое-то время /1,5-2 года/ в РФ вполне может существовать подобный "усечённый" трансмиссионный механизм.

Остаётся вопросом, как Центробанк будет пользоваться ставкой рефинансирования? Вопрос не случаен. На протяжении 8 месяцев 2008 года ЦБ планомерно увеличивал ставку рефинансирования и нормы обязательных банковских резервов, не ориентируясь на аргументы, что это не действенная мера в борьбе с инфляцией, и то, что при неблагоприятных условиях данная мера может противоречить политике приоритетности поддержания экономического роста в РФ. В сентябре неблагоприятные условия реализовались, и ЦБ снизил почти до нуля нормы резервирования, но ставку не тронул, как бы подтверждая аргументы аналитиков о её низкой значимости.

Сейчас ситуация изменилась. Банки "подсели на иглу" рефинансирования, и теперь кредиты ЦБ прямо влияют на бизнес активность. И в этот момент ЦБ повышает ставку на 1 п.п. до 12%. Одновременно на валютном рынке ЦБ допустил девальвацию рубля к бивалютной корзине на 1%. В чём дело? Вроде бы Президент РФ только акцентировал внимание на недопустимости завышения ставок по кредитам для реального сектора, и тут нате. Объяснение только одно. Используя пошаговую девальвацию курса рубля к бивалютной корзине, ЦБ может охладить валютных спекулянтов и одновременно сохранить валютные резервы. Необходимо постепенными действиями сгладить влияние на курс изменяемых рыночных условий, одновременно не допустив спекулятивных атак на него, для постепенного ухода Центробанка с валютного рынка /или существенного снижения операций на нём/. Если исходить из того, что мировая экономика движется в направлении мировой рецессии, то приток капитала в РФ будет в будущем ограничен, а положительное сальдо внешней торговли будет снижаться, а возможно исчезнет. Эта тенденция явно не краткосрочная. Велик риск остаться без международных резервов, поддерживая курс рубля. И это в период, когда нужны большие ресурсы для поддержания роста экономики страны за счёт внутренних факторов /госзаказы, инвестиции в инфраструктуру, то, что планирует сделать Китай/. После того, как ЦБ сможет ослабить своё участие на валютном рынке главным инструментом регулирования экономической активности станут процентные ставки.

Зачем их поднимать сейчас? Вопрос для меня неоднозначный. Это может быть вызвано желанием снизить инфляцию, тем более на фоне значительных денежных вливаний /если процентная ставка начинает влиять, а инфляция в годовом измерении на конец октября 14,2%/. В то же время эта мера должна негативно сказаться на экономическом росте.

На мой взгляд, все-таки, большее значение сейчас следует уделять именно поддержанию экономического роста. Инфляция в значительной степени сформирована за счёт немонетарных факторов /слабая конкуренция, неразвитость отдельных рынков, коррупция, нерыночное ценообразование в отдельных отраслях/, а соответственно существенно снизить её не получится. В то же время, снижение темпов роста экономики негативно повлияют на доходы населения, реальный рост которых может остановиться. Итак, вопрос явно не последней важности. Размер ставки рефинансирования ЦБ будет всё больше влиять на уровень экономического роста и регулятор должен научиться принимать правильные решения. В противном случае КПД от антикризисных мер будет существенно снижен и российская экономика не сможет с выгодой использовать сложившуюся в мире ситуацию. В ближайшем будущем можно рассчитывать увидеть новые шаги по девальвации курса рубля к бивалютной корзине".

Обсудить
Рекомендуем