Между тем, В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей на сумму почти на $70 млрд. Рост рынка составил 14%, что позволило ему стать самым быстрорастущим рынком в мире.
Согласно отчету PricewaterhouseCoopers (PwC) иномарок (как новых, так и подержанных) было продано 2,5 млн штук, российских автомобилей — 700 тыс. штук. Последние, несмотря на рост рынка, показали падение продаж в 9%. Среди иномарок наибольшей популярностью пользовались новые импортные автомобили — их было продано 1,5 млн машин на $34 млрд, это половина общей стоимости рынка в России. В то же время, подчеркнули в PwС, "впервые за всю историю" в 2008 году лучший прирост продаж показали не импортируемые новые иномарки, а иномарки, собираемые в России: рост их продаж составил 32%. Из-за начавшегося кризиса итоги 2008 года корректнее анализировать по полугодиям. Эксперты отмечают, что рекордно высокий рост продаж в первом полугодии" (на уровне 25-50%) сменился не только "резким замедлением", но и падением рынка во втором (до 10-15%). Однако, несмотря на падение, Россия в 2008 году стала самым быстрорастущим авторынком мира. В Бразилии, например, прирост продаж составил 13%, в Китае не превысил 7%, в Западной Европе в целом падение составило 2%, в Германии, считающейся крупнейшим в регионе рынком — 9%. Продажи автомобилей в США снизились в 2008 году на 18%.
Своей статистикой с прессой поделилась и Ассоциации импортеров автомобилей и таможенных брокеров. Согласно их отчету, импорт автомобилей в РФ в 2008 г вырос на 26 проц до 2,278 млн штук. Для сравнения, в 2007 г на территорию РФ было ввезено 1,814 млн автомобилей. Пик объема импорта автомобилей пришелся на июль 2008 г - 236,025 тыс машин.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи иномарок на российском авторынке за весь 2008 год выросли на 26% и упали на 10% в декабре.
Данные, которые АЕБ свидетельствуют о том, что за минувший год в России было продано 2.080.818 автомобилей, что на 435.688 единиц (26%) больше, чем в 2007 году. Однако по сравнению с декабрем-2007 они снизились на 10%, то есть на 17.935 штук.
Годовые продажи большинства марок завершились ростом. Лидерами по увеличению объемов продаж за минувший год стали марки SEAT (+780%), Honda (+131%), FIAT (+118%), BYD (+108%). В минус ушли только шесть иностранных брендов: Alfa Romeo (-60%), IKCO, Chery (-58% у каждого), FAW Commercial (-45%), Porsche (-14%), Hummer (-12%).
Из 50 иностранных брендов, представленных в России, в последний месяц года продажи упали почти у половины. Острее всего снижение покупательского спроса ощутили на себе дилеры китайских коммерческих машин FAW (-87%), легковых китайских Chery (-83%), а также Porsche (-62%), Daewoo, Cadillac (по -57%), Great Wall (-54%).
Но более примечательны марки, которые в декабре смогли показать активный рост продаж. Это коммерческий транспорт Volkswagen (+154%), а также Honda (+113%), Jeep (+104%), FIAT (+91%), Citroen (+80%).
Пятерка самых продаваемых иномарок в России по итогам 2008 года выглядит следующим образом - Ford Focus (93.496 автомобилей), Chevrolet Lacetti (81.656), Renault Logan (74.300), Hyundai Accent (66.378), Toyota Corolla (63.986).
По мнению большинства экспертов, в 2009 году не только снизится уровень продаж авто, но на рынке произойдет изменение структуры продаж.
В PwC полагают, что кризис может привести к тому, что российские бренды, до этого проигрывавшие рынок новым иномаркам, теперь начнут постепенно отвоевывать его. Этому будет способствовать ослабление рубля и повышение пошлин на импорт иномарок в Россию в начале 2009 года. При этом эксперты считают, что повышение пошлин на ввоз иномарок не приведет к резкому росту спроса на автомобили иностранных концернов, собираемые в России. Рублевые цены на них также будут подниматься, потому что уровень локализации их сборки еще невысок, то есть значительная часть производственных затрат приходится на импорт компонентов. Отметим, что такая позиция расходится с позицией правительства РФ, в котором уверены, что повышение пошлин на ввозимые в РФ иномарки направлена на поддержание спроса на продукцию автосборочных предприятий, выпускающих машины ведущих мировых автоконцернов.
То, что в условиях кризиса спрос будет смещаться в сторону более доступных российских брендов, ранее прогнозировали все российские автопроизводители: АвтоВАЗ, группа ГАЗ и "Соллерс".
Сколько конкретно будет продано легковых авто в 2009 году, предсказать не берется никто. Озвученная экспертами PwC цифра возможного падения уровня продаж авто в РФ в текущем году до 50 процентов, рядом специалистов автомобильного рынка называется неоправданно пессимистичной. Предпочтительнее выглядит цифра в районе 2,5 млн шт, являющаяся неким ориентиром при попытках сейчас угадать уровень продаж авто в РФ в 2009 году. Отметим, что эксперты предрекают, что две трети от этого количества придется на новые иномарки.
Эксперты дают основания россиянам поиграть на "патриотических" чувствах, а автопроизводителям и дилерам, работающим в РФ, дают повод не впадать в полное уныние, заявляя, что даже если авторынок России откатится на уровень 2006 года, это не станет трагедией. Для сравнения, мировые авторынки из-за кризиса возвращаются к объемам десятилетней и двадцатилетней давности. Имеется ввиду, прежде всего, тенденции на рынке продаж, а не количественные показатели реализованных авто. .