Имиджевые потери, большая дискуссия об экономии энергии и альтернативных маршрутах доставки топлива. Таковы предварительные итоги газовой войны. В суд никто из европейцев пока не обращался. Есть только намерение это сделать. Об этом в частности, заявил министр экономики Сербии Младан Динкич, известный своим отрицательным отношением к экспансии Газпрома в эту страну.
Греческая газовая компания решила делегировать вопрос своему правительству. Главное это ущерб репутации – сказал в интервью Business FM руководитель русской редакции Дойче Велле Инго Мантойфель: "Имидж России, как надежного партнера для газообщения, получил ущерб. Это действительно так, и надо много-много времени и сил, чтобы изменить этот имидж. Как европейцы, мы поняли, что надо диверсифицировать источники для энергии и диверсифицировать пути для энергии. Это важно".
Нынешняя газовая война поставила рекорд продолжительности - почти 20 суток. В 2006-м договорились за 4 дня. Впервые со времен второй мировой войны Европа замерзала. Правда, пострадали не крупные державы, а те, что поменьше - страны бывшей Югославии, Словакия, Болгария.
Москва отвечает, - мы предупреждали, надо было воздействовать на своего партнера - комментирует глава МИД России Сергей Лавров: "Все проблемы, которые возникали с подачей углеводородов в Европу, возникали на территории транзитных стран. И Еврокомиссия, к сожалению, как-то прохладно относилась к этой идее, и лишь говорила: мы с вами, такой механизм раннего предупреждения создадим".
Европа решила всерьез обсудить альтернативный России газопровод Набукко. Есть планы наладить поставки из Африки, в частности, из Ливии. Предлагается вернуться к программам альтернативного топлива. Обсуждается даже расконсервация атомных станций. Правда у этих мер есть один общий недостаток - они не позволяют получить топливо немедленно.