Статья

"Нулевой" вариант. Саммит Россия-ЕС вновь не решил проблемы европейской энергобезопасности и транзита через Украину

Читать на сайте 1prime.ru

В Хабаровске завершил работу очередной саммит РФ-ЕС. Судя по всему, России так и не удалось убедить европейских партнеров в том, что Украина, как страна – транзитер российского газа в Европу не справляется со своими обязательствами, а угроза неплатежей Киева за газ в будущем может привести к перебоям с поставками российского газа на европейский рынок.

Как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, нерешенный украинский вопрос напрямую замыкается на ключевом вопросе в отношениях РФ и ЕС – энергобезопасности. Глава российского государства считает, что нынешняя Энергетическая хартия не решает этих проблем, и поэтому необходимо ускорить процесс подготовки нового договора между РФ и ЕС в энергетической сфере.

Между тем, европейцы уверены, что нынешняя Энергетическая хартия является рабочим документом, а Россия как можно быстрее должна стать ее участником.

Таким образом, саммит в Хабаровске есть раз доказал, что у России и ЕС на фоне общего понимания проблем в сфере энергетики, по-прежнему есть принципиальные разногласия по способам их разрешения.

На итоговой пресс-конференции президент РФ заявил, что стратегическое партнерство России и ЕС не подвергается сомнению, и стороны готовы и дальше развивать партнерство в экономической сфере, а также совместными усилиями преодолевать последствия глобального кризиса.

Отношения в сфере энергетики между РФ и ЕС были и остаются главным вопросом стратегического партнерства сторон. Россия, как известно, является генеральным поставщиком энергоресурсов в Европу. Две трети российского газа поступает в Европу по трубопроводу, проходящему по территории Украины. В ближайшие годы, вплоть до момента окончания строительства двух газовых веток, идущих в обход Украины – "Северный поток", а затем и "Южный поток" – по украинскому направлению будет перекачиваться в Европу львиная доля российского газа.

Между тем, Украина, по мнению российской стороны, не является гарантом бесперебойных поставок российского газа в Европу. Россия неоднократно обращала внимание ЕС на эту проблему. На саммите Россия-ЕС Д.Медведев снова поднял украинский газовых вопрос в контексте проблемы европейской энергобезопасности.

Как заявил российский президент в Хабаровске, нести ответственность за перебои в поставках газа в Европу Россия не намерена. Он считает, что на главного виновника этих перебоев – Украину – Россия и Евросоюз должны оказывать влияние вместе.

По словам Д.Медведева, Россия не может дать европейцам гарантий в том, что в дальнейшем по вине Украины не будет перебоев с поставками газа. "Никаких заверений Россия не давала и давать не будет. Чего это ради? На нашей стороне никаких проблем нет, у нас все в порядке с газом и с исполнением наших обязанностей. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ", - подчеркнул Медведев. При этом глава российского государства заявил, что у российской стороны "есть сомнения в платежеспособности Украины".

По его словам, в настоящее время закачке в подземное хранилище Украины подлежит достаточно большой объем – в районе 19,5 млрд кубометров, а это стоит свыше 4 млрд долларов. Есть ли у Украины есть необходимые средства для того, чтобы оплатить эти поставки, большой вопрос.

При этом Д.Медведев предложил ЕС взять на себя часть проблем, связанных с оплатой Украиной поставок российского газа. "Партнеры в этой ситуации помогают своим партнерам, и мы готовы помочь украинскому государству, но хотели бы, чтобы значительную часть этой работы взял бы на себя и Европейский союз, то есть те страны, которые заинтересованы в надежности и безопасности энергосотрудничества", – сказал Д.Медведев.

По словам Д.Медведева, помощь эта может выражаться в предоставлении Украине синдицированного кредита для обеспечения поставок газа. "Если речь идет о кредитах, давайте поможем Украине синдицировать соответствующие деньги, но этим должна заниматься не одна Россия, в конце концов, не у нас проблемы с платежеспособностью", – заявил Д. Медведев.

Между тем, ЕС по-прежнему исходит из того, что РФ и Украина в двустороннем порядке должны решить проблемы в газовой сфере.

"Мы попросили Россию и Украину, конечно, сделать все, что они могут, чтобы избегать таких кризисов. Не думаю, что это было бы хорошо для общей атмосферы отношений, если такой кризис повторится снова", – сказал, в частности, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в Хабаровске. По его словам, ЕС предлагал создание механизма раннего предупреждения, в котором важную роль играет политическая воля. Что это за механизм, он, правда, не уточнил.

После заявлений еврокомиссара сложилось впечатление, что ЕС не хочет или не желает участвовать в разрешении проблем, связанных с украинской газовой "кухней". В действительности, крупнейшие европейские страны имеют достаточные запасы голубого топлива, и при высокой цене на российский газ покупают его дешевле из других источников.

Эти замечания подтверждается тем, что РФ и европейцам не получилось найти общий язык на саммите и по другому важному вопросу – Энергетической хартии. Причем эта проблема косвенным образом также замыкается на украинском газовом вопросе.

"Россия не является участником Энергетической хартии и не собирается участвовать в ней в действующей редакции этого документа. Россия также не является участником договора к Энергетической хартии и не будет им пользоваться, о чем были сделаны соответствующие международные уведомления", – сказал по этому поводу Д.Медведев.

По его словам, хартия не уберегла Европу от кризиса этой зимой, который, как известно, также был спровоцирован Киевом. "Даже если бы Россия была участником Энергетической хартии и договора к Энергетической хартии, а Украина, кстати, является участником и Энергетической хартии, и договора к Энергетической хартии, ну и что? Все, что хотели, то и сделали, наплевали на эту Энергетическую хартию и на договор к ней", – в сердцах бросил Д.Медведев.

При этом президент РФ уверен в необходимости подписания либо нового соглашения по энергобезопасности, либо подготовки новой версии Энергетической хартии. "Значит, нужны какие-то другие инструменты, включая и вопросы ответственности, арбитражные вопросы, с тем, чтобы каждый раз не прибегать к политическому урегулированию", - сказал Д.Медведев, заметив, что "этот январь нам неплохо запомнился".

Ж.Баррозу, со своей стороны, выразил готовность идти на диалог, но добавил, что свои принципиальные позиции Европа сохранит. "Мы готовы обсуждать предложения российской стороны, мы открыты к обсуждению того, как улучшить существующие рамки, но мы не должны отбрасывать те соглашения, которые уже существуют, - сказал он.

"Нулевой" вариант переговоров РФ и ЕС по вопросам энергобезопасности стал одним из самых серьезных разочарований прошедшего в Хабаровске саммита. А ведь накануне форума пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова делала обнадеживающие заявление на этот счет. Лидеры ЕС готовы к переговорам по новому энергетическому документу взамен Энергетической хартии, которая, по их словам, себя исчерпала, подчеркнула она. Н.Тимакова также дала понять, что именно проблемы энергетического сотрудничества станут ключевой темой на саммите в Хабаровске. "Лидеры вспомнили о примере этой зимы, связанной с ситуацией с Украиной, есть понимание, что механизмы регулирования подобных конфликтов до сих пор так и не найдены", - сказала Н.Тимакова.

Таким образом, решение Д.Медведева пригласить еврокомиссаров на саммит Россия-ЕС в Хабаровск, а не Москву или Санкт-Петербург, в целях расширения представлений европейцев о России, о стране, которая обладает мощным экономическим и энергетическим потенциалом, похоже, не возымело должного психологического эффекта на европейцев и не приблизило момент "расшивки" накопившихся проблем по таким глобальным вопросам как энергобезопасность.

Проблемы европейской безопасности в более широком их толковании, нежели только в энергетики, также обсуждались в Хабаровске. И если Украина стала "центром" обсуждения проблем в энергетике, то другая страны бывшего СССР – Грузия – актуализировала дискуссию по вопросам евробезопасности.

По словам, Д.Медведева договор по евробезопасности позволит избежать кризисов, подобных кавказскому, от которых пока никто не застрахован. "Мы считаем, что Евросоюзом было очень много сделано в период кризиса на Кавказе в августе прошлого года, - сказал президент РФ по итогам саммита Россия-ЕС. - Но для того чтобы предотвращать такого рода кризисы, а в будущем никто не застрахован от возникновения проблем, нам представляется необходимым создать правовую основу для антикризисной деятельности, такой является Договор о европейской безопасности".

Напомним, что неделю назад российский президент заявил, что Россия настаивает на создании "новый матрицы отношений" в сфере европейской безопасности вместо того, чтобы подменять этот процесс расширением НАТО по всем направлениям. В противном случае РФ будет адекватно реагировать на возникающие извне угрозы безопасности страны.

"Если мы сможем создать такую "новую матрицу отношений", мне кажется, это будет эффективно; это, уж точно, лучше, чем продвигать НАТО во все направления", - заявил тогда глава государства. "Во всяком случае, нас такие подходы не устраивают, и мы на это будем реагировать", - заявил Медведев.

Президент РФ отметил, что европейские институты, обеспечивающие безопасность в Европе, создавались в 70-е годы и свою роль сыграли. "Но у нас не существует универсальной площадки, где можно было бы рассматривать все вопросы, с этим и была связана идея договора о европейской безопасности", - пояснил он.

Между тем, стратегическое партнерство РФ и ЕС не ограничивается только проблемами европейской энергобезопасности. Долгосрочное сотрудничество РФ и ЕС подкрепляется расширением экономических торговых отношений между ними. Так в период с 2000 по 2008 гг объем торговли товарами между ЕС и Россией утроился в стоимостном выражении. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд евро в 2000 г до отметки в 105 млрд евро в 2008 г, а импорт – с 64 млрд евро до 173 млрд евро. Таким образом, торговый дефицит ЕС в отношении России значительно возрос и в 2008 г составил 68 млрд евро, в то время как в 2000 г он равнялся 41 млрд евро, что также заслуживает отдельного анализа.

Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2008 гг. В 2008 г. Россия, таким образом, стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая.

Среди 27 стран-членов ЕС, Германия в 2008 г подтвердила статус крупнейшего экспортера в РФ /32 млрд евро, 31 проц экспорта ЕС/, и импортера /35 млрд евро или 20 проц/. Второе место по экспорту в РФ занимает Италия /экспорт в 2008 г 10 млрд. или 10 проц/, итальянский импорт в 2008 г составил 16 млрд ерво или 9 проц.

Отметим, что именно Германия и Италия являются основными стратегическим партнерами РФ в энергетической сфере – во многом благодаря усилиям Германии проект "Северный поток" стал реализовываться, а Италия поддержала РФ в проекте "Южный поток". Следует отметить, что отношения Москвы с Берлином и Римом протекают более динамично, нежели отношения в формате Россия–ЕС. Не раз отмечалось, что Евросоюз в определенном смысле стал заложником своего расширения, а выработки стратегии экономического сотрудничества РФ и Брюсселя, в той же энергетике, очень сильно мешают политические "фобии" стран Восточной Европы – членов ЕС.

Обсудить
Рекомендуем