Статья

Госпрограмма по поддержке российского автопрома не очень эффективна. Продажи автомобилей в мае упали более чем в два раза

Читать на сайте 1prime.ru

Вопреки ранее сделанным прогнозам о замедлении темпов падения продаж автомобилей в РФ в мае, в прошлом месяце дилеры продали еще меньше машин, чем в апреле. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в мае 2009 года снизились на 58 проц на 161 524 штуки по сравнению с тем же периодом в 2008 году. Об этом говорится в отчете Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса /АЕБ/ в РФ. Это наибольший отрицательный показатель с момента падения рынка. За месяц до этого продажи обвалились на 53 проц. В марте – на 47 проц. Восстановления потребительской активности в сфере продаж авто, как видим, не происходит. Расчеты экспертов на то, что автомобилисты в последний месяц весны активно будут разбирать все еще остающиеся на складах машины, выпущенные в 2008 г и реализуемые с заманчивыми скидками, не оправдались. Кроме того, майский антирекорд по продажам авто заставляет усомниться в эффективности решения правительства просубсидировать процентную ставку по кредитам при приобретении машин стоимостью не более 350 тыс рублей. У россиян нет денег на покупку новой машины, а брать даже льготный кредит многие из наших соотечественников, похоже, опасаются в условиях экономической и финансовой неопределенности и страхов потерять работу. Кроме того, в условиях роста количества просроченных кредитов, банки ужесточают требования к заемщикам.

Снижение продаж за пять месяцев 2009 года составило 47 проц, или 574.680 штук, по сравнению с тем же периодом 2008 года.

В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, семь производятся в России: Lada Samara, Priora, ВАЗ 2105/2107 и Kalina, а также Chevrolet Lacetti, Ford Focus и Renault Logan.

С начала 2009 г продано всего 645 тыс. 162 авто. Самой продаваемой маркой в России осталась российская Lada - за январь-май реализовано 151,019 тыс. машин. Но и ее продажи обвалились - на 45 проц с начала года, а в мае - на 54 проц. За первые пять месяцев текущего года, в частности, дилеры смогли продать, Lada: Priora /7,535 тыс. авто за май, падение продаж на 33 проц/,Samara /7,051 тыс., -59 проц/, 2105/2107 /5,868 тыс., -66 проц/ и Kalina /5,297 тыс., -38 проц/.

Автомобиль Lada 4х4 /"Нива"/, с недавних пор имеющихся в гараже российского премьер-министра Владимира Путина, стал единственным из всех вазовских моделей, которому удалось по итогам пяти месяцев остаться в плюсе, пусть и небольшом - всего 1 проц. Понятно, что пиар и реклама, да еще такая, двигатель торговли. Но, тем не менее, в мае продажи "Нивы" упали на 6 проц.

Марка Chevrolet - на втором месте по продажам, с начала года россияне приобрели 49,518 тыс. авто, в мае - 10,263 тыс. Обвал продаж – 52 проц в оба периода.

Ford на третьем месте, обвал продаж – 43 проц с начала года и 69 проц - только за май. Отметим, что одна из самых продаваемых в РФ в последние годы модель Ford - Focus, на четвертом месте по популярности в России, продавалась в мае плохо (-63 проц по сравнению с прошлогодним результатом за май/.

Результаты продаж в прошлом месяце оказались печальными для всех без исключения лидеров продаж. Nissan в мае продал на 60 проц меньше авто, чем в пошлом году, Toyota - на 64 проц, Hyundai - на 77 проц, Renault - на 29 проц /один из лучших результатов полученных за счет сносных продаж Logan/, KIA - на 35 проц, Volkswagen - на 21 проц и это лучший результат среди лидеров российского автомобильного потребительского рынка.

А вот дорогие марки BMW и Audi понесли минимальные потери на фоне общего уровня падения продаж авто в мае - их продажи сократились всего на 28 проц и 15 проц соответственно.

В аутсайдерах российский ИЖ /-91 проц за май/, и трио американцев: Chrysler /-82 проц/, JEEP /-93 проц/ и Dodge /-95 проц/.

Что ждет рынок продаж авто в РФ летом и осенью – предсказать не берется никто. Напомним, что в начале эксперты предрекали падения уровня продаж в России в 2009 г на уровне 60 проц. Такую же цифру чуть позже назвал и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Это ведомство принимало самое непосредственное участие в разработке правительственной программа по государственной поддержке автопрома, в той ее части, касающейся предоставления гражданам льготных кредитов при покупке машин стоимостью не более 350 тыс рублей. Напомним, начиная с марта, при приобретении авто этой ценовой категории в кредит две трети ставки рефинансирования государство "берет на себя".

Эксперты отметили, что данное решение кабмина принято в интересах, прежде всего, АВТОВАЗа, доля продукции которого на рынке в последние годы, еще до кризиса, неумолимо сокращалась, а в конце прошлого года у завода начались проблемы с поставщиками и дилерами. Однако программа по льготному кредитованию авто не дороже 350 тыс руб смогла остановить падения уровня продаж, как видим, ни в апреле, ни в мае. После чего правительство представило вторую, расширенную версию программы по поддержке автопрома, в которой принцип льготного кредитования решила распространить уже на более дорогие авто – стоимость до 600 тыс руб. Между тем, это предложение до сих пор проходит согласования в ведомствах.

Между тем, в АЕБ считают, что "правительственная программа поддержки до сих пор не смогла остановить падение продаж и изменить тренд к лучшему. Мы… считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тыс. до 600 тыс. рублей и допустить большее количество банков к участию в программе.

В свою очередь, эксперты отмечают, что российский рынок оказался в двойственной ситуации. С одной стороны, в апреле продажи упали на 53 проц, данные по маю еще хуже – минус 58 проц, но, с другой стороны, есть надежды на то, что с начала лета смогут заработать программы кредитования, которые весной предложили сами производители. Однако риск заключается в том, что автомашины 2008 год сборки "скоро разойдутся", а продавать более дорогие модели 2009 г, на которые скидки не распространяются, будет сложнее.

В заключении отметим, что генеральный вопрос о том, когда темпы падения продаж авто в РФ остановятся, и когда можно будет сказать, что рынок продаж достиг "дна" и стал расти, во многом зависит от развития общей экономической ситуации в России. В настоящий момент эта тема предполагает большой простор в части прогнозов, причем диаметрально противоположных.

Обсудить
Рекомендуем