Интервью

Интервью председателя Комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ Александры Очировой агентству ПРАЙМ-ТАСС

Читать на сайте 1prime.ru

Вопрос: Как вы относитесь к инициативе руководства страны по запуску программы валоризации пенсионных накоплений и программы по софинансированию накопительной части пенсии?

Ответ: Наше отношение к обеим программам позитивное. Программа валоризации пенсий направлена на увеличение доходов пенсионеров, получивших стаж в советское время, что не может оцениваться негативно. Если же говорить о программе софинансирования, то тут можно отметить, что эта инициатива носит скорее мотивационный характер. Эта программа призывает лиц предпенсионного возраста еще раз задуматься о своей будущей пенсии и принять участие в ее формировании.

Вопрос: Согласно различным исследованиям реформа пенсионной системы, включающая в себя помимо всего прочего и программу валоризации и направленная на увеличение доходов пенсионеров выше уровня бедности, приведет к бюджетному дефициту. Для того, чтобы избежать этого правительству, возможно, придется увеличить пенсионный возраст или повысить налоги. Насколько такая перспектива реальна, на ваш взгляд, и какие меры можно предпринять чтобы избежать этого?

Ответ: Да, такая ситуация вполне возможна. Вопрос, откуда брать средства для финансирования пенсионной реформы – один из важнейших вопросов. Именно по этой причине мы разработали и направили в правительство 5 законопроектов, которые в первую очередь должны решить проблему финансирования пенсионной реформы. Так в качестве решения проблемы финансирования, мы предлагаем рассмотреть вопрос об инвестировании пенсионных средств в реальный сектор экономики. На наш взгляд, пенсионные средства, направленные на финансирование проектов частно-государственного партнерства, целью которых в свою очередь является создание и восстановление хозяйственной инфраструктуры, смогли бы принести гораздо больший доход, чем при инвестициях в фондовый рынок.

Ведь, согласитесь, если средства направлены на фондовый рынок и, допустим, вложены в облигации, то существует риск банкротства эмитента, при котором вложенные средства могут быть зачастую утеряны навсегда. С другой стороны, если бы эти средства были вложены, например, в строительство завода по производству бетона, или в строительство автодороги или объекта ЖКХ, то в любом случае инвестор, в лице НПФ, может взять построенный объект под свой контроль. Управляя им, беря плату за проезд по дороге или продавая бетон, фонд мог бы получить прибыль, которая могла бы быть гораздо выше, чем доход по тем же облигациям.

Вопрос: Если проблема финансирования пенсионной реформы является лишь одной из проблем, которая может быть решена при принятии ваших законопроектов, то какова основная цель, которой вы хотите достичь с помощью этих инициатив?

Ответ: С нашей точки зрения основополагающей целью является повышение жизненного уровня российских пенсионеров. Вы наверняка знаете, что Россия ратифицировала Социальную хартию Европы, согласно которой коэффициент замещения, т.е. размер пенсии относительно уровня доходов в период трудового стажа, должен составлять не менее 40 проц. В России в настоящее время этот показатель равен 19 проц. Ориентируясь на Социальную хартию, а также на другие международные документы, мы разрабатывали наши инициативы таким образом, чтобы коэффициент замещения стремился к уровню развитых стран Европы т.е. около 70 проц.

Вопрос: на решение каких других проблем направлены разработанные вами законопроекты?

Ответ: разработанные нами законопроекты направлены на дальнейшее развитие системы накопительного пенсионного обеспечения и негосударственного пенсионного обеспечения в России. Основное внимание мы уделили вопросам повышения роли НПФ, развитию добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Мы выступаем за то, чтобы на государственном уровне формировать такую позицию будущих пенсионеров, которая подразумевает, что они самостоятельно и ответственно будут относиться к формированию своей будущей пенсии, вместе с тем государство не должно устраняться от участия в формировании обязательной накопительной части пенсии.

Также мы выступаем за участие негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании граждан в рамках формирования накопительной части трудовой пенсии. При этом необходимым моментом является передача права собственности на пенсионные накопления самим будущим пенсионерам.

Кроме того законопроекты охватывают вопросы, касающиеся решения проблем пенсионного обеспечения лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда. С нашей точки зрения страхование таких работников должно осуществляться за счёт дополнительных пенсионных взносов, уплачиваемых работодателем, которые поступают на единый пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии данного работника. Досрочный выход таких работников на пенсию должен сопровождаться одновременным досрочным назначением им базовой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии. В этом случае можно предположить, что суммарный размер трудовой пенсии обеспечит коэффициент замещения порядка 60 проц.

При этом на наш взгляд, необходимо рассматривать систему накопительного пенсионного страхования, как единую пенсионно-инвестиционную систему. Инвестиционная часть этой системы должна быть ориентирована на реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, о которых я говорила выше. При этом для реализации приоритетных проектов регионов, необходимо использовать региональные пенсионные системы, которые были предложены аппаратом правительства, как модель финансирования проектов в субъектах РФ. С нашей точки зрения, важно также предусмотреть гарантии, которые будут обеспечивать сохранность средств, а также ответственность работодателя за неуплату страховых взносов. Эти меры должны способствовать стабильности системы накопительного пенсионного страхования.

Вопрос: Какую реакцию продемонстрировало правительство, когда вы представили им разработанные вами законопроекты?

Ответ: Мы не получили из правительства негативного ответа по нашим законопроектам. Нам дали понять, что наши инициативы правильные, но в связи с мировым финансовым кризисом не могут быть воплощены в настоящее время. Мы полагаем, что только в кризисное время возможны радикальные перемены.

Вопрос: Если подготовленные вами законопроекты будут приняты, то в какой срок, по вашим подсчетам, возможно будет проработать все детали и приступить к реализации предложенных инициатив?

Ответ: Проработка всех вопросов требует особого рассмотрения и займет от 6 месяцев до года. Вопросы пенсионной реформы требуют всенародного обсуждения с привлечением экспертного и профессионального сообщества.

Обсудить
Рекомендуем