Директор Федеральной миграционной службы /ФМС России/ К.О. Ромодановский и Президент Ассоциации российских банков /АРБ/ Г.А.Тосунян подписали 20 января 2009 года Соглашение о взаимодействии Федеральной миграционной службы и Ассоциации российских банков.
Глава ФМС России охарактеризовал соглашение как "правильный и перспективный шаг, отвечающий интересам населения, государства, банковской системы". Взаимодействие с АРБ, представляющей сотни банков, позволит систематизировать работу с кредитными организациями, повысить ее эффективность и выстроить ее в соответствии с Законом о персональных данных, сказал К.О.Ромодановский.
В ответном слове Г.А.Тосунян подчеркнул, что сотрудничество с ФМС России позволит лучше и эффективнее выявлять случаи мошенничества в отношении банков. Соглашение поможет также в разработке новых и корректировке пробелов и издержек в действующих законах. Чем эффективнее мы будем бороться с мошенничеством, тем меньше будет ставка по выдаваемым кредитам, тем шире будет процесс кредитования, подчеркнул Президент АРБ.
Подписанный документ предусматривает совершенствование сотрудничества в сфере обеспечения доступности банковских услуг населению, усиления мер безопасности при выдаче кредитов физическим лицам и содействия правоохранительным органам в выявлении граждан, находящихся в розыске и использующих поддельные, украденные, утерянные и незаконно выданные паспорта.
Целями соглашения, говорится в тексте документа, является снижение криминогенности в обществе, повышение доступности банковских услуг и рейтинга безопасности российской банковской системы на мировом рынке.
В целях реализации Соглашения ФМС России и АРБ намерены:
Проводить двусторонние и многосторонние /с привлечением представителей законодательной, исполнительной, судебной властей Российской Федерации и Банка России/ консультации, "круглые столы", семинары, конференции;
создавать совместные рабочие группы для обсуждения и доработки проектов важнейших нормативных правовых актов, регулирующих вопросы банковской деятельности;
приглашать представителей другой Стороны для участия в заседаниях комиссий и рабочих групп, создаваемых каждой из Сторон, по вопросам, касающимся сфер совместных интересов.
В рамках выполнения Соглашения представляется необходимым:
1/ Создать благоприятные условия по выявлению граждан, находящихся в розыске, использующих в корыстных целях поддельные, украденные, утерянные или иным незаконным способом полученные паспорта /п. 2.1. Соглашения/
– организовать предоставление ФМС России кредитным организациям информации о недействительных паспортах граждан РФ по аналогии с передачей Росфинмониторингом информации "Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" в формате DBF.
2/ Участвовать в работе над проектами нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере ведения интересов Сторон /п. 2.6. Соглашения/
– разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" /далее – Закон № 115-ФЗ/ в части исключения из состава сведений, необходимых для идентификации физического лица, данные миграционной карты и визы. Это обусловлено тем, что получение данной информации не имеет практического значения для идентификации клиента и это подтверждается отсутствием аналогичных требований у ФАТФ и у ЕС.
3/ Провести консультации, конференции, "круглые столы", семинары:
– Провести семинар относительно исполнения требований Закона № 115-ФЗ при осуществлении отношений между кредитными организациями и иностранными гражданами;
– Организовать консультацию ФМС России на предмет использования кредитными организациями программного обеспечения /в частности, системы СИС "Паспорт" фирмы "Регула"/, а также относительно видов иностранных документов и способов проверки их подлинности;
– Разъяснить представителям банков нормы положения об обязанностях кредитных организаций идентифицировать физических лиц:
· Каков перечень документов иностранных граждан, на основании которых банки могут идентифицировать иностранного гражданина?
· Следует ли кредитной организации отказать клиенту-иностранному лицу в обслуживании, если он обслуживается через дистанционные каналы, например, через Интернет, а срок действия визы, выданной иностранному гражданину, истек. В соответствии с Законом № 115-ФЗ банк обязан идентифицировать клиентов и, если документы клиента недействительны, то отказать ему в обслуживании. Однако в данной ситуации клиент физически в России отсутствует и не нарушает правила миграционного учета. Планирует ли ФМС урегулировать этот вопрос с Банком России и Росфинмониторингом?
· Каким образом определять гражданство у физических лиц с двойным гражданством, например, физическое лицо имеет гражданство двух иностранных государств или является Гражданином РФ и иностранного государства?
– Разъяснить представителям банков нормы положения об использовании миграционной карты:
· Почему в законе указано, что временная регистрация не заменяет миграционную карту, однако на практике при выдаче временного разрешения УФМС изымают миграционную карту?
· Какие реквизиты миграционной карты являются обязательными к заполнению? Является ли отсутствие даты выезда в миграционной карте или "просроченная" миграционная карта недействительной?
Департамент
общественных связей АРБ