Статья

Госструктурам "ломаться" воспрещается. Установлены "правила игры" для сетевых чиновников

Читать на сайте 1prime.ru

Скорость и доступность в состоянии влиять и на эффективность госуправления, и на политическую систему, придавая "ускорение" развитию демократии, уверены в правительстве.

Российский лидер, Дмитрий Медведев, знаменитый собственным блогом в Интернете, где публикуются видео-обращения президента, решил озадачить коллег тем же самым. На декабрьском заседании Госсовета в Кремле, губернаторам было объявлено: не умеющим пользоваться компьютером и интернетом главам регионов грозит отставка. Президент считает, что стремительное развитие виртуальных технологий, а также растущее число пользователей Интернета в России требует от лидеров новых умений и навыков.

Подобная мысль не впервые посещает первых лиц государства. В 2000 году, когда Министерство экономического развития и торговли России занималось стратегическим планом развития страны до 2010 года, появилась Федеральная целевая программа /ФЦП/ "Электронная Россия". Сформулированными целями ФЦП являлись: создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям. Третий этап программы, предполагающий массовое распространение информационных технологий в реальном секторе экономики, завершается в 2010 году. В дальнейшем свершения в этой области будут проходить под эгидой новой программы - долгосрочная целевая программа "Информационное общество -2011-2018 годы".

Есть и более конкретные инициативы, подтверждающие тот факт, что умение пользоваться компьютером чиновникам пригодится. С 2010 года госорганы обязаны обеспечить Интернет-пользователей информацией, причем, в надлежащем виде.

В феврале 2009 года появился федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в соответствии с которым в июне 2009 года Минэкономразвития было назначено уполномоченным органом, ответственным за выработку требований к сайтам государственных ведомств. МЭР, в свою очередь, утвердило основные технологические, программные и лингвистические требования к официальным сайтам федеральных органов власти. Приказ был подписан, в конце декабря зарегистрирован Минюстом, а в 2010 году официально вступил в силу.

Итак, к порталам органов исполнительной власти предъявляются следующие требования. Информация, публикуемая на сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией и иных ограничений. Информация должна размещаться в формате, не предполагающем специального программного обеспечения, требующего от пользователя лицензионного или иного соглашения с правообладателем ПО. Данные должны подаваться в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста через web-обозреватель.

Не допускается шифрование информации, исключен доступ на основании регистрации пользователей или предоставления ими персональных данных. "Ломаться" также запрещено – суммарная длительность перерывов в работе сайта не должна превышать 4 часов в месяц. Технические неполадки требуется объяснить при первой возможности - сообщение с указанием причины, даты и времени прекращения доступа должно появиться на сайте не позже, чем через два часа после возобновления доступа к нему.

Очевидно, что подобная информационная "экипировка" встанет в копеечку. И какой сайт считать примером для остальных? Ресурс разработчика "правил" - сайт Минэкономразвития, например, подвергся критике со стороны МОО "Информация для всех". Что касается самих правил, то "они и вышли достаточно щадящими во всех смыслах, правда, ни один официальный сайт федерального органа исполнительной власти не соответствует им даже наполовину", - отметили эксперты организации в собственном блоге. По их мнению, непонятно, кто будет осуществлять функции контроля за исполнением требований: "Не хватает Уполномоченного по свободе информации с правом возбуждать административные дела против нарушителей соответствующих нормативно-правовых актов", - заключают в МОО.

Логично предположить, что развитие ведомственных порталов – лишь шаг на пути к "интерактиву" с россиянами. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент Д.Медведев указал, что в 2010 году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. А через два года в электронной, форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.

Внедрение электронных технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции, уверен президент. Но с ним не согласны россияне, считающие, что уровень взяточничества не изменится. Итак, оценят ли усилия властей россияне? Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения /ВЦИОМ/ 67 проц россиян осведомлены о том, что в 2010 году году часть государственных услуг будет доступна через Интернет, при этом 22 проц это хорошо известно, а 45 проц что-то слышали об этом. Наиболее информированными оказались жители крупных и средних городов /71-75 проц/, а также 25-29- летние респонденты /71-73 проц/. Есть и 25 проц тех, кто впервые слышит о планах власти - селяне, молодые граждане, и пожилые россияне.

54 проц россиян считают, что нововведение повысит доступность госслуг. 45 проц убеждены, что мера повысит эффективность работы чиновников. 43 проц рассчитывают на повышение прозрачности работы органов власти, а 41 проц – на обеспечение общественного контроля над их деятельностью. Но в оценках возможностей снижения уровня коррупции в стране с помощью нововведения россияне скептичны. Большая часть респондентов полагает, что он не изменится /42 проц/.

Тем не менее, подавляющее большинство россиян не имеет опыт обращения в органы власти за необходимыми документами и информацией через Интернет. 90 проц россиян до сих пор действовали "по старинке". Лишь 8 проц уже пробовали получать необходимые услуги онлайн. Больше всего таких респондентов среди 25-34-летних и высокообразованных россиян. Любопытно, но пользуюсь правом выбора способа обращения, россияне все равно консервативны. 25 проц россиян выбирает электронное обращение, а 42 проц – традиционное, личное. Зато 42 проц россиян, уже обращавшихся в органы власти через Интернет, предпочитают именно этот способ, такая же доля опрошенных, не имеющих подобного опыта, выбирает традиционное личное обращение в органы власти.

Очевидно, что в настоящий момент сложно оценить перспективы информатизации правительства – чиновники только раскачиваются, а россияне пока "не верят своему счастью". Для массовой востребованности осталось заманить россиян в сеть – "единожды попавшись", граждане предпочтут решать документарные вопросы быстро и эффективно. Если, конечно, поставленные на "интернет - поток" госуслуги будут качественно и добротно оказываться.

Обсудить
Рекомендуем