Принятие законопроекта позволит создать современную нормативную правовую базу, направленную на эффективную деятельность морского транспорта и обеспечивающую правовую защищенность хозяйствующих субъектов, как осуществляющих торговое мореплавание, так и оказывающих услуги в морских портах.
Законопроект разработан в связи с произошедшими в ходе административной реформы изменениями в системе управления и компетенции федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного управления в области торгового мореплавания, государственного надзора за торговым мореплаванием и государственного портового контроля, а также в связи с необходимостью гармонизации национальных морских правовых норм с международными нормами и стандартами в данной области правового регулирования. Кроме того, практическое применение с 1999 г правовых норм Кодекса торгового мореплавания выявило отдельные положения, которые требуют уточнения и корректировки.
Законопроект направлен на приведение Кодекса в соответствие с положениями Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г, Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г, Международной конвенции по обмеру судов 1969 г, международными договорами РФ, относящимися к торговому мореплаванию, а также с положениями Трудового кодекса РФ /статьи 189 и 330/ и Гражданского кодекса РФ.