Г.Греф полагает, что государство может начать продавать свои доли в госбанках, и предлагает начать со Сбербанка. Государству, которое в настоящий момент контролирует 60 проц Сбербанка через Центробанк, достаточно иметь в собственности блокирующий пакет – 25 проц +1 акция. При этом акции из госпакета могут быть проданы в течение нескольких лет. Глава Сбербанка отметил, что в результате кризиса "капитализация Сбербанка упала до рекордно низких значений". "Однако к концу года мы видим, что и темпы восстановления банка были впечатляющими - банк занял первое место в мире по росту рыночной капитализации - более чем на 600 проц, и по объему капитализации - 16-ю позицию в мире", - сказал Г.Греф.
В свою очередь А.Кудрин убежден, что приватизировать банки еще рано. Продавать банки рано, так как российский фондовый рынок "пока не вышел на докризисный уровень", пояснил глава Минфина. "За прошлый год рынок ценных бумаг вырос на 131 проц, а в 2008 рынок упал на 72 проц", - отметил он. Правда, в конечном счете приватизация банков будет произведена. "В ВТБ это будет сделано раньше, потому что Сбербанк идет по более консервативному плану, в связи с социальной ситуацией - это ведущий банк по обслуживанию счетов граждан", - пояснил министр.
"Эти сообщения – скорее интересная дискуссия, чем планируемые действия в краткосрочной перспективе, считают аналитики ИК "Тройка-диалог". - Тем не менее, мы полагаем, что в ближайшие несколько лет государство задумается о возможности сокращения своего участия в госбанках. Почти наверняка процесс начнется с ВТБ, с намерения продать 7 проц его акций, которые государство приобрело в сентябре 2009 г в дополнение к уже имевшемуся у него пакету, влив в капитал банка дополнительно 180 млрд руб. "Мы считаем, что, вне зависимости от конъюнктуры рынка, этот пакет может быть продан, скорее всего, в 2011 году. Вопрос со Сбербанком сложнее, но первым шагом, скорее всего, доля ЦБ будет сокращена до контрольного пакета, что может принести государству 6–7 млрд долл. при текущих рыночных ценах, но вряд ли это произойдет раньше 2012 года", - отмечают аналитики "Тройки".
Доходы от приватизации банков должны пойти на реформирование пенсионной системы, считает, в свою очередь, президент Российского союза промышленников и предпринимателей /РСПП/ Александр Шохин. РСПП еще год назад призывал к массовой приватизации государственных активов, чтобы избежать повышения налогов, за счет которых сейчас увеличиваются пенсии, напомнил А. Шохин в интервью радиостанции "Эхо Москвы". "Если снизить долю государства в банках до 51 процента, можно не повышать налоги в 2011 году, пока кризис еще не закончился", - считает он.
"Инвесторы понимают, что государство вряд ли будет готово снизить свою долю в крупнейших госбанках ниже контрольной в ближайшие 2-3 года, - считают аналитики ВТБ Капитал. - Даже в случае частичной приватизации госбанки при неблагоприятном развитии ситуации наверняка продолжат получать поддержку правительства и ЦБ, т.к. эти институты пока слишком значимы для финансовой системы ".
Ситуация, между тем, неблагоприятной быть не обещает, но и взрывообразного роста не сулит. По мнению Г.Грефа, рост российской экономики в 2010 г составит 3,8 проц.
Чуть менее конкретен А.Кудрин. "Рост будет, но он не будет быстрым", - сказал он, отметив, что, вероятно, удастся избежать стагнации. Рост экономики "уже в этом году будет более 3 проц, а в следующем - более 4 проц". При этом Минфин намерен снизить "инфляцию в 2010 г до 7,5 проц, в 2011 г до 7 проц, в 2012 г до 6,5 проц". Такую возможность для этого представляет сохраняющаяся "умеренная цена на нефть, при которой есть возможности более серьезно контролировать денежное предложение".
Правительство также "планирует снижать дефицит бюджета до 6,8 проц в этом году при цене нефти 65 долларов за баррель". "Если в 2011 и в 2012 году цена будет держаться на уровне около 70 долларов, то дефицит будет снижен до 4 проц в 2011 году и до 3 проц в 2012 проц году", - сказал министр, признав, что "это сложная задача, означающая снижение расходов в реальном выражении на 20 проц". Работа по снижению бюджетного дефицита будет сопровождаться выходом на рынок внешнего займа. В течение 2010 г Минфин РФ разместит еврооблигации в сумме 17,8 млрд долл Заимствование будет производиться "не одним траншем", уточнил министр, не исключив, что первый транш будет продан уже в 1-ом полугодии 2010 г.
Российскому правительству вообще не требуется привлекать капитал за рубежом, по крайней мере, в 1-ом полугодии, считает главный экономист ИК "Тройка-Диалог", Евгений Гавриленков. В 2009 г доходы бюджета превзошли 7,3 трлн руб., что намного больше планового показателя в 6,7 трлн руб, рассуждает аналитик. "Потрачено тоже было меньше, чем прогнозировалось, и дефицит бюджета, который должен был составить 3,1 трлн руб, оказался равен 2,3 трлн руб. Это должно быть намного ниже 6 проц ВВП, в то время как правительство в начале 2009 г ожидало 8-9 проц. В результате Минфин смог потратить меньше средств из Резервного фонда, в котором по итогам года осталось свыше 1,8 трлн руб., или 60 млрд долл. При этом около 2,8 трлн руб /более 92 млрд долл./ осталось в Фонде национального благосостояния. Эти фонды в совокупности представляют собой надежную "подушку безопасности" - на наш взгляд, вполне достаточную для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность в нынешнем году".
Прогноз макроэкономических показателей на 2010 год кажется экономисту чересчур консервативным. Даже в случае падения нефтяных цен серьезного снижения бюджетных доходов не последует, если соответствующим образом скорректируется рубль, полагает он.
"Заложенная в бюджет на 2010 год среднегодовая цена нефти в 57-58 долл за баррель предполагает коррекцию мировых цен приблизительно на 20 проц с текущего уровня в 70 долл за баррель, причем без восстановления до конца года, - полагает Е.Гавриленков. - Соответствующая корректировка обменного курса означает, что доллар должен стоить 36 рублей /на 20 проц выше нынешнего курса 30 руб за доллар/, то есть как и год назад - а это довольно скромная коррекция".
Все более вероятным представляется следующий сценарий: если среднегодовая цена на нефть в нынешнем году сохранится, как и в прошлом, в районе 60 долл за баррель, то доходы федерального бюджета должны приблизиться к 8 трлн руб.
"При более высокой цене на нефть доходы бюджета, естественно, тоже возрастут, однако непропорционально, поскольку в этом случае весьма вероятны чистый приток капитала и укрепление рубля, - считает экономист. - Если же нефть подешевеет, следует ожидать чистого оттока капитала и, естественно, ослабления национальной валюты".
Есть основания полагать, что отрасли, не связанные напрямую с нефтегазовым сектором, покажут более высокие результаты, чем в прошлом году, и в результате расширится налогооблагаемая база. Если это так, то дефицит бюджета в нынешнем году не должен превысить объем средств в Резервном фонде, и вполне возможно, будет намного ниже. Чем ближе цена на нефть будет к 80 долл за баррель, тем больше шансов на то, что дефицита вообще удастся избежать, полагает Е.Гавриленков.