В 1997 г проект доктрины уже прошел все согласования и был одобрен в Госдуме и Совете Федерации, но на закон было наложено президентское вето, так как РФ в то время, по мнению тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина, Россия не могла обеспечить необходимую для исполнения его требований поддержку сельскохозяйственной отрасли.
Сегодня власти страны полны решимости внедрить в жизнь самые смелые прогнозы.
В частности, предполагается увеличение к 2020 г доли российского зерна на отечественном рынке как минимум до 95 проц, сахар к этому же времени должен быть на 80 проц российским. Доли отечественного мяса и пищевой соли должны составлять не менее 85 проц, растительного масла и рыбы - 80 проц, картофеля - 95 проц, молочной продукции - не ниже 90 проц. В целом же в РФ через 10 лет должно производиться не менее 80 проц от всех основных видов продуктов питания, потребляемых в стране. При этом государство должно контролировать распространение генномодифицированной продукции.
После утверждения доктрины правительство РФ приступит к разработке планов по ее реализации.
Напомним, что к середине декабря проект продовольственной доктрины был согласован ведомствами и одобрен правительством, после чего документ был направлен на подпись президенту РФ.
В конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев высказал озабоченность по поводу того, что россияне мало кушают. Обеспеченность продуктами по отношению к рекомендуемым нормам их потребления в РФ по мясу и молоку ниже на 25 проц, рыбе - на 45 проц, по овощам - также на 25 проц, отметил тогда глава государства, выступая на заседании Совета безопасности, посвященном рассмотрению доктрины продовольственной безопасности.
Д.Медведев напомнил выводы международных экспертов, согласно которым если население страны голодает в течение двух и более поколений, то "наступают процессы физиологической и интеллектуальной деградации на генном уровне".
Чтобы переломить ситуацию, необходимы системные изменения, уверен Д.Медведев. "Мы должны определиться и с количественными, и с качественными критериями обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, заранее прогнозировать риски и предотвращать возможные угрозы - как внешние, так и внутренние", - отметил президент РФ.
Тогда же Д.Медведев предложил рассмотреть доктрину продовольственной безопасности, отметив, что "Россия до сих пор не вышла на рекомендуемый медиками уровень потребления гражданами основных пищевых продуктов, и даже нынешний уровень потребления - он лучше, чем был, скажем, в 90-е годы, но достигнут в значительной степени за счет импорта".
Ранее министр сельского хозяйства Елена Скрынник раскрыла некоторые подробности доктрины. В частности, она заявила, что "при наращивании объемов производства в течение пяти лет РФ перейдет в основном на продукцию отечественного производства". Глава Минсельхоза подчеркнула, что по производству зерна Россия уже в настоящее время полностью выполняет задачи доктрины продовольственной безопасности.
Так, в 2009 г объем производства зерна составил 97 млн т, на экспорт отправлено 17 млн т.
Е.Скрынник также сообщила, что производство молока в прошлом году составило 32 млн 600 тыс т, по производству мяса импорт уменьшен до 20 проц, а в России введено в строй 56 новых комплексов по производству мясной продукции.
"В целом отрасль сработала очень неплохо, и в кризисный год наши деревня, село показали лучшие результаты в структуре экономических достижений последнего периода", - напомнил Д.Медведев. По данным Росстата, объем производства сельскохозяйственной продукции в 2009 г вырос на 1,2 проц по сравнению с 2008 г.
"Показатели хорошие, и они сегодня доказывают один непреложный, на мой взгляд, факт о том, что, во-первых, инвестиции в аграрное производство приносят доходы, а не являются какими-то тратами, которые вылетают в трубу. Во-вторых, при помощи таких инвестиций можно поднять деревню. И, в-третьих, мы способны обеспечить продуктами не только себя, но и окружающие нас страны", - заключил президент РФ. И эту триединую задачу необходимо осуществлять на основе доктрины продовольственной безопасности.
Стоит отметить, что кризис серьезно испытал на прочность отечественного сельхозпроизводителя. Например, в конце лета картина по отрасли была не столь радужной.
В начале августа Минсельхоз подготовил доклад правительству, в котором ожидал снижения производства в сельском хозяйстве в 2009 г на 1,7 проц. Возможное падение темпов производства чиновники объяснили экономическим кризисом и сокращением платежеспособного спроса населения. В то же время госпрограмма развития АПК предусматривала рост сельхозпроизводства к концу 2009 г до 103,9 проц.
При этом чиновники тогда отмечали, что повысить производство не поможет даже увеличение объема господдержки. Ранее госпрограмма предусматривала, что финансирование сельского хозяйства в текущем году составит 100 млрд руб. Однако объем помощи был увеличен до 183 млрд руб, сообщил весной прошлого года премьер-министр Владимир Путин.
В Минсельхозе 11 августа сообщили, что перечислен первый транш средств на софинансирование региональных программ по развитию мясного и молочного скотоводства в объеме 920 млн руб. Указанные средства направлены в 32 субъекта РФ, согласовавшие свои программы с министерством. Всего же Минсельхоз отобрал 80 программ развития сельхозпроизводства на общую сумму в 7,3 млрд руб.
Тогда же 1-ый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков потребовал от Минсельхоза сохранить прошлогодний уровень производства по мясу и молоку, и отметил, что в целом по объемам производства сельхозпродукции темпы роста в 1-ом полугодии 2009 г были невысокими - около 1 проц.
На фоне взвешенных заявлений правительства о положении дел в мясо-молочной отрасли, сами производители прошлым летом били тревогу. В частности, 11 августа председатель правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Андрей Даниленко заявил, что отечественные производители молока последние месяцы работают в убыток, и попросил государство срочно принять меры поддержки отрасли, в которой сложилась "критическая" ситуация. А.Даниленко также отметил, что обещанная помощь властей до производителей так и не дошла.
Столь разные комментарии по поводу положения дел в мясо-молочной отрасли еще раз дают основания предположить, что проблема подъема отечественного сельского хозяйства является весьма сложной, а успех в ее реализации предполагает широкую программу действий.
Стоит отметить, что за последние 5 лет была принята масса документов, в которых были прописаны меры по поддержке агропрома РФ.
В частности, 2006 г Госдума приняла /во втором чтении/ закон "О развитии сельского хозяйства", определяющий приоритеты госполитики в области поддержки агропромышленного комплекса страны. В законопроекте отображены основные аспекты поддержки села, в том числе финансовые. Устанавливается, что "агропродовольственная политика является составной частью социально-экономической политики государства". Госпрограмма направлена на поддержку отечественного сельхозпроизводителя. Рост конкурентоспособности сельхозпроизводителей будет подтверждаться повышением доли отечественной продукции на рынке и уменьшение доли импорта. В законе прописаны всевозможные виды поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Это льготное кредитование, необходимость государственного субсидирования ставок по кредитам, механизм поддержания плодородия земель и т.д.
Между тем, именно конкретные предложения депутатов вызвали острые дискуссии с правительством в ходе обсуждения закона, считает член комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Дубовик. "Работа над этим столь необходимым стране законом шла достаточно непросто. Многие наши предложения встречали серьезное противодействие со стороны правительства. Наиболее серьезные разногласия имелись вокруг статьи о поддержке доходности сельхозпроизводителя", - отмечал тогда депутат. Такая поддержка осуществляется во многих государствах, даже в странах Европы. Согласно международному опыту расчета нормативной базы предлагается выделить некую сумму на гектар посевной площади. В случае России было предложено оценить 1 гектар в 500 руб. При этом в Европе она может доходить до 200-300 евро.
"Сегодня в России засевается чуть более 70 млн га значит сельское хозяйство должно получить от правительства 35 млрд руб ежегодно. Деньги эти можно тратить на оборотные средства или на целевые программы поддержки той или иной сельскохозяйственной отрасли. Самое главное, на мой взгляд, в том, что увязка с конкретными цифрами позволит сельхозпроизводителю осваивать новые земли", - рассказывал В.Дубовик.
"В России сегодня огромное количество земель выведенных из оборота или попросту заброшенных, вследствие развала колхозного хозяйства. "Оплачиваемые" гектары позволили бы не только нарастить производство сельхозпродукции, но и дать работу сельчанам, возродить погибающие деревни", - считает депутат. Однако правительство категорически против конкретных цифр в законе. Оно считает, что в законе должна лишь декларироваться поддержка сельхозпроизводителя, без указания механизма выплат, что по его мнению не совсем правильно, поскольку размеры этой поддержки в любую минуту могут быть пересмотрены правительством в сторону уменьшения.
Тем не менее, даже в таком виде Закон представляет серьезный шаг вперед в решении вопроса развития отечественного сельского хозяйства.
Закон намечает более широкую линию кредитов для сельхозпроизводителей. Речь идет о "длинных" деньгах на 5-8 лет. Также предусматривается страхование урожая, где часть платежей берет на себя государство, устанавливается система господдержки доходов, устанавливается паритет цен на сельхозпродукцию и горючесмазочные материалы.
Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в РФ ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка не ограничивается. Например, в РФ сохранена льготная система налогообложения - сельхозпроизводители почти не платят за землю /для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20 проц себестоимости продукции/. В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле, отмечают эксперты.
Новым этапом в государственной политике стал и национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", принятый осенью 2005 г. Нацпроект включает три направления: ускоренное развитие животноводства /цель — увеличить производство мяса и молока на 7 и 4,5 проц соответственно и остановить сокращение поголовья крупного рогатого скота/, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодежи на селе /цель — улучшить жилищные условия не менее 31,64 тыс молодых специалистов/. В рамках первого направления государство собиралось помогать субсидировать кредиты производителям, расширять лизинг племенного скота и техники и обеспечить предсказуемость таможенных тарифов на импорт мяса и оборудования для отрасли. На это в 2006-2007 гг было выделено 14,63 млрд руб. Второе направление предполагало опять-таки субсидировать кредиты, развивать систему кредитования под залог земли и создать 2,5 тыс заготовительских, перерабатывающих и кредитных сельхозкооперативов. На это государство выделило 15,97 млрд руб. Жилищное направление предполагало предоставление молодежи в аренду 1392,9 тыс кв м жилья, построенного за счет федеральных и региональных субсидий и средств работодателей. Это направление получило от государства в 2006-2007 гг 4 млрд руб.
Сегодня можно сказать, что нацпроект производит лишь точечный эффект.
Проблемы развития сельского хозяйства РФ перешли к Д.Медведеву, как говорится, по наследству от В.Путина. На протяжении всех 8 лет своего президентства В. Путин пытался определиться, становится ли сельское хозяйство прибыльной отраслью или нуждается в "финансовом оздоровлении". Например, в 2000 г он заявил, что "в наши дни сельское хозяйство становится прибыльной отраслью... Мы должны сосредоточиться на структурных преобразованиях". Через год В.Путин отметил, что "законы рынка медленно, но все-таки постепенно и уверенно начинают функционировать и в этом секторе нашей экономики... В АПК пошли отечественные и зарубежные инвестиции".
В 2002 г В.Путин сказал, что "в отечественном АПК определенные, пускай еще очень робкие, но, тем не менее, положительные тенденции и сдвиги все-таки есть. Об этом говорят и общий рост продуктивности сельского хозяйства, и сокращение числа убыточных предприятий". В 2003 г В.Путин посетовал на то, что "экономические тенденции положительного свойства пока мало влияют на жизнь сельских тружеников... По большому счету реформы на селе по-прежнему "пробуксовывают".
Далее ежегодно он заявлял, что правительство будет поддерживать сельхозпроизводителя, но положение на селе остается сложным, ресурсов для модернизации недостаточно. Но в 2007 г он отметил, что "нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне".
В то время как некоторые отрасли российского сельского хозяйства демонстрируют значительные успехи, другие не растут вовсе, отмечают эксперты.
Сергей Киселев, заведующий кафедрой агроэкономики МГУ имени Ломоносова, в 1997-2001 гг статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ, считает, что "яма, в которой оказалось сельское хозяйство, настолько велика, что выбираться из нее предстоит вплоть до 2020 года".
Виктор Семенов, депутат Госдумы, в 1998-1999 гг министр сельского хозяйства и продовольствия РФ, основатель агропромышленной группы "Белая Дача", полагает, что "наше сельское хозяйство уже прошло восстановительный период, и начался необратимый рост. Во многих регионах, особенно на юге, сложилась устоявшаяся специализация на производстве определенных видов продукции. В стране появилось много эффективных хозяев, как на малых, так и на крупных сельхозпредприятиях, и они не без помощи, конечно, государства защищают рынок от некачественной продукции."
Сегодня мы уже не 70-80 проц продовольствия завозим из-за рубежа, а всего лишь 50 проц, и со временем эта цифра будет только уменьшаться. Сейчас уже виден большой рывок в растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. Есть небольшой рост в молочном животноводстве, отмечает он. "К тому же наши механизмы поддержки сельхозпроизводителей более прогрессивные, чем в США и Европе, они менее расточительны и капиталоемки", - добавляет В.Семенов.