"
На сегодня мы выделяем следующие проблемы, "пузыри", в экономике Китая:
1. Фиксированный к доллару курс национальной валюты Китая юаня. По мнению большинства экономистов, привязка осуществлена на очень низком и не отражающем торговые условия Китая уровне. По прогнозам 18 инвестбанков, опрошенных агентством Bloomberg, уже в 2011 г. юань будет стоить на 8-10% дороже, и при этом все равно останется сильно недооцененным. Реальный курс юаня по методике МВФ значительно снизился на рубеже веков /с 300 п. в начале 80-х до 100 п. в 2004 г./. И это является еще заниженным показателем реального ослабления юаня, так как его привязка к доллару создавала иллюзию укрепления валюты в конце 90-х и во время острой фазы финансового кризиса 2008-2009 гг.
Реальный эффективный курс юаня, МВФ
2. Избыток денежной массы, связанный с огромными программами стимулирования экономики и необходимостью печатать юани для сохранения заниженного курса против валют основных партнеров. В итоге, денежная масса M2 в Китае достигла в конце 2009 г. 60.6 трлн. юаней /около $8.8 трлн. и 28% год к году/, тогда как для сравнения в США М2 составляет порядка $8.5 трлн. В то же время ВВП Китая и США равны $4.3 трлн. и $14 трлн. соответственно. То есть уровень монетизации китайской экономики /205% = $8.8 трлн. М2 / $4.3 трлн. ВВП/ в 3.5 раза выше "проблемной" американской /60% = $8.5трлн. М2 / $14 трлн. ВВП/, что несет в себе значительную угрозу выхода инфляции из-под контроля.
Структура экономик
3. Избыточное кредитование и особенно в секторе жилищного и инфраструктурного строительства. В итоге, к концу 2009 г. суммарный объем коммерческих кредитов составил 40 трлн. юаней /$5.85 трлн./, что на 32% выше, чем в конце 2008 г. и в 20 раз больше уровня 1992 г. При этом с 2000 по 2008 г. объемы кредитования росли примерно на 14% в год, совпадая в целом с номинальным ростом экономики. Оптимисты могут возразить, что произошло достаточно сильное снижение показателей просроченных кредитов /то есть улучшилось их качество/, но, к сожалению, это может являться лишь отражением ситуации с более частым использованием методов "креативного бухучета". Более того, суммарный долг всех экономических субъектов в Китае вырос, по данным McKinsey, до 160% против 142% в Бразилии, 130% в Индии и 71% в России, а доля кредитов предприятиям подобралась к 100%, превысив показатели большинства развитых стран /выше только в Швейцарии и Великобритании/.
Динамика продаж автомобилей в Китае и потребление бензина
4. Рост цен на недвижимость вновь начинает приближаться к 10% в год, что не так много по российским меркам, но в разы превышает инфляцию.
Динамика цен на недвижимость в Китае
5. Массовое увлечение китайцев фондовым рынком. Количество открытых брокерских счетов уже приближается к суммарному населению России, еженедельно увеличиваясь на 300-350 тысяч. В таких условиях локальный фондовый рынок, защищенный от глобальных игроков и имеющий ограничения по операциям в сторону снижения цен /"шортам"/, имеет одни из самых высоких параметров оценки /переоцененности/ в мире, в которые заложены достаточно оптимистичные прогнозы роста прибылей. Более того, одни и те же китайские компании, имеющие листинг еще и в Гонконге, могут стоить в Шанхае в разы больше. Например, PetroChina на локальном рынке стоит на 70% дороже, а Aluminum Corporation of China — почти на 90%.
6. Дисбаланс закупок и конечного потребления сырья. На финансовых рынках давно существует мнение, что именно китайский спрос на сырье является основанием для постоянного роста цен. Однако закупки сырья китайскими компаниями, зачастую, выступают такой же спекулятивной игрой на повышение цен, как и сделки американских спекулянтов на фьючерсном рынке. Это связано с тем, что значительные ограничения на операции по финансовому балансу /сложность с вывозом капитала за рубеж/ заставляют китайцев инвестировать в сырье под видом закупок для бизнеса. Более того, огромный прирост парка автомобилей в Китае /страна в 2009 г. стала крупнейшим авторынком в мире/ не сопровождается сколь либо похожим увеличением потребления бензина /см. график в "приложении"/, а ведь это было одним из основных факторов роста цен на нефть.
Такие "пузыри" еще не достигли критических уровней, и год другой мир сможет жить под зонтиком китайского "чуда". В конечном итоге проткнуть "пузыри" придется либо самим китайским властям /и это хороший вариант, так как при нем падение мировой экономики будет не глубоким и относительно быстрым/, либо рынок и/или социальная напряженность сами "продырявят" их, поставив крест на десятилетиях создания "управляемого рынка".