Интервью

Интервью генерального директора и президента Vimpelcom Ltd. Александра Изосимова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Читать на сайте 1prime.ru

Вопрос: На каком этапе находятся формальные процедуры регистрации Vimpelcom Ltd.?

Ответ: Компания будет зарегистрирована на Бермудских островах, штаб-квартира будет в Амстердаме, процесс регистрации идет.

Вопрос: То есть, сейчас пока у компании нет даже аппарата сотрудников?

Ответ: Да, сейчас у меня лишь одна сотрудница в Амстердаме.

Вопрос: А что с подбором кандидатов в совет директоров Vimpelcom Ltd.?

Ответ: Это процесс идет в соответствие с намеченным графиком и должен быть завершен в срок. До завершения обмена акций текущие директора прекратят свои полномочия, и девять новых директоров будут назначены.

Вопрос: Как бы Вы оценили основное значение этой сделки, в результате которой путем объединения российского ОАО "ВымпелКом" и украинского "Киевстара" будет создан единый сотовый оператор?

Ответ: Было много попыток российского капитала создать платформу для международного развития в сфере телекоммуникаций – создать игрока, который бы оперировал в другом географическом масштабе, чем сейчас это делают российские компании. Пока эти попытки были не очень успешными. Данная же сделка, на мой взгляд, позволяет это сделать. Сейчас достигнуть эффекта увеличения масштаба на международном телеком рынке возможно только через слияния компаний. Вся игра по покупке лицензий и построению новых операторов «с нуля» закончилась. Прямая покупка операторских компаний также затруднена из-за ограниченности финансовых ресурсов при высоких ценах и больших расхождений между тем, что думают о цене операторов их владельцы и тем, что готовы платить покупатели. Кроме того, на поле международных приобретений сейчас будет колоссальная конкуренция. Например, совсем недавно при покупке одного из сравнительно небольших сотовых бизнесов в Африке мультипликаторы цены доходили до 10-кратных по отношению к EBITDA. Поэтому сделка по объединению "ВымпелКома" и "Киевстара" – это такая возможность, которую упускать нельзя, если мы хотим, чтобы российский телеком участвовал в глобальных процессах консолидации.

Вопрос: Почему Вы считаете эту сделку таким уникальным шансом полномасштабного выхода на международный рынок? Ведь, например, тот же "ВымпелКом" и так работает на рынках разных стран, и другие российские сотовые операторы?

Ответ: Как мне кажется, дело в том, что данная сделка переводит "ВымпелКом" из статуса локального игрока, пусть и на нескольких рынках, в статус международного игрока. А в современных условиях, отличающихся, в частности, взрывным ростом объемов передачи данных, соответствующим ростом требований к пропускной способности сетей связи и возникновением фактора мощной конкуренции со стороны интернет-игроков, локальным игрокам связи работать будет трудно. В частности, очень важным будет способность эффективно выстраивать операции - в международном или локальном масштабе – в условиях усиливающегося давления регулирующих органов в направлении технологической нейтральности сетей связи и тенденции к повышению открытости систем связи, в том числе радиочасти беспроводных сетей. Это, например, может выразиться в новых подходах к лицензированию услуг на базе технологии LTE, законодательных мерах по обеспечению недискриминационного доступа к сетям связи и т.д..

Поэтому, мне кажется, если мы объединим несколько активов и создадим глобального игрока, который лучше приспособлен к тому, чтобы конкурировать с глобальными игроками в смежных индустриях, это будет целесообразно.

Есть еще один аспект, связанный с созданием международного игрока на базе "ВымпелКома" и "Киевстара": если посмотреть на уровень возврата вложенных финансовых средств, то наши компании по этому показателю выглядят совсем неплохо по сравнению с ведущими зарубежными компаниями. Соответственно, с данной сделкой мы получаем возможность распространить этот наш положительный опыт на работу в международном масштабе.

Вопрос: Исходя из того, о чем Вы сейчас говорили, так ли принципиально создание новой объединенной компании – ведь "Киевстар", конечно, большой оператор, но не гигант, прямо скажем?

Ответ: Самое главное здесь в том, что основные акционеры новой компании - Altimo и Telenor – смогли перевести ранее существовавший конфликт между ними в режим принятия согласованных и рыночно оправданных решений. Объединение создает, с одной стороны, крупную компанию с лидирующими позициями на больших рынках, с другой стороны, холдинговая структура объединенной компании укрепляет схему корпоративного управления, больше защищает интересы акционеров. Плюс объединение дает возможность дальнейшего развития вследствие формирования более прямолинейной системы для последующих объединений. Аналогов подобной структуры в мире мало, разве что Millicom. Все остальные компании росли вокруг операционного центра путем присоединения к нему новых рынков. У большинства сотовых операторов, таким образом, есть операционная штаб-квартира. У нас этого не будет. У нас будет финансовая штаб квартира, перед которой будут стоять совсем другие, не операционные, задачи.

Вопрос: В чем Вы видите свои основные функции и задачи на посту генерального директора и президента Vimpelcom Ltd. в такой его конфигурации?

Ответ: Первая по очередности задача – завершить сделку по созданию объединенной компании. После завершения сделки мои задачи фокусируются на трех направлениях: обеспечение максимально эффективного объединения – или разъединения - бизнесов двух компаний на Украине, оптимизация возврата вложенных средств по результатам бизнеса, оценка потенциала географического роста объединенной компании при условии оптимального возврата средств.

Вопрос: Какова будет Ваша роль в управлении бизнесом, ведь операционные компании – ОАО "ВымпелКом" и "Киевстар" – сохраняются в качестве самостоятельных структур со своим менеджментом, советом директоров и тд. А Вы будете генеральным директором их владельца - Vimpelcom Ltd.

Ответ: такая структура встречается в мире довольно часто. И я, как менеджер, вырос в подобной структуре. В компании Mars очень маленькая главная штаб-квартира, в которой 50 столов, из которых 20 пустуют, потому что за ними работают руководители региональных компаний, когда приезжают в центральный офис, так как они входят в состав глобальной управляющей команды компании. В смысле управления я буду реализовывать свои функции через три основных рычага: распределение капитала для инвестирования, назначение ключевых менеджеров операционных компаний, определение ключевых финансовых параметров бюджетов и операционных планов компаний. Помимо этого, у штаб-квартиры есть еще задачи организации взаимоотношений с инвесторами, регулирующими органами, местным бизнесом в различных странах для создания географических альянсов. В любом случае, ключевым моментом организации работы является то, что автономия операционных компаний будет очень высока.

Обсудить
Рекомендуем