Статья

Новые санкции против Ирана "подвесят" контракт на поставку С-300

Читать на сайте 1prime.ru

По словам дипломатов, близких к переговорам, в обсуждаемом документе предлагается предпринять дополнительные меры в отношении членов Корпуса стражей исламской революции, а также ужесточить санкции в сфере морских перевозок, банковского и страхового секторов, а также энергетики. Однако никто из постпредов стран-членов "шестерки" этого пока не подтвердил. Ранее сообщалось, что Китай может поддержать новые, более жесткие санкции в отношении Тегерана, по крайней мере, часть из них. Накануне президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова поддержать санкции в отношении Ирана, но при условии, что эти меры не приведут к гуманитарной катастрофе в Исламской республике. "Мы начали обсуждать содержание /документа/", - сообщил в среду постоянный представитель Франции при ООН Жерар Аро. По окончании встречи постпред РФ при Объединенных Нациях Виталий Чуркин назвал состоявшуюся дискуссию "очень конструктивной" и отметил, что "дискуссии будут продолжены очень скоро". В свою очередь, его китайский коллега Ли Баодун выразил удовлетворение встречей. "Нам стали более ясны позиции друг друга", - указал он.

Нынешняя встреча стала второй за последние 7 дней. Первая состоялась 8 апреля в здании постоянного представительства Великобритании при ООН. Несмотря на столь интенсивное начало работы, дипломаты утверждают, что для выработки проекта резолюции и его возможного принятия в Совбезе "могут потребоваться недели". По данным из дипломатических источников, члены "шестерки" обсудили предложенные несколько недель назад делегацией США элементы возможной резолюции.

Вместе с тем, по словам дипломатов, принятие нового документа может состояться не раньше июня этого года. Кроме того, отметили источники, близкие к переговорам, принять резолюцию в мае будет крайне сложно еще и потому, что в этом месяце в Совбез ООН будет председательствовать Ливан, который дал понять, что выступает против ужесточения санкций в отношении Ирана. Это объясняется тем, что в Ливане серьезные позиции имеет проиранское движение "Хезболлах".

США и Запад обвинили Иран в намерении создать ядерное оружие. Иран же дал понять, что обогащение урана осуществляется с целью обеспечения топливом атомных электростанций. В 2006 году ядерное досье Ирана было направлено Советом судей МАГАТЭ в Совбез ООН. До настоящего времени Совбеза ООН для приостановления ядерной программы Ирана было принято пять резолюций, три из которых предусматривают экономические санкции против Ирана. Тегеран, со своей стороны, утверждает, что его атомная программа имеет мирный характер. Новая "порция" санкций, по мнению экспертов, предполагает довольно серьезную экономическую изоляцию Тегерана от внешнего мира.

В свою очередь, Д.Медведев не исключает санкции в отношении Ирана, но считает, что лучше бы их не было, поскольку они чреваты гуманитарной катастрофой. "Я не исключаю для себя возможности возникновения соответствующих санкций по решению Совета Безопасности ООН", - заявил Д.Медведев. "Это должны быть согласованные, умные, эффективные санкции, не наносящие ущерба гуманитарной ситуации", - сказал он. "Хотя лучше бы было обойтись без санкций", - считает президент РФ.

Ранее в СМИ сообщалось, что США и Китай сблизили позиции по вопросу введения новых санкций в отношении Тегерана, и что Пекин готов подойти конструктивно к вопросу введения жестких экономических ограничений для Исламской республики. В частности, советник президента США Барака Обамы по Восточной Азии Джефф Бейдер по итогам кулуарных переговоров между американским президентом и главой КНР Ху Цзиньтао, состоявшихся перед открытием международного саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне, заявил, что Китай согласился поддержать США в разработке новых санкций в отношении Ирана. Как отметил Д. Бейдер, в ходе беседы Б. Обама подчеркнул необходимость введения санкций и "китайцы дали четко понять, что готовы работать вместе с нами". Стороны договорились, что американская и китайская делегации в ООН будут совместно работать над проектом резолюции новых санкций в отношении Ирана.

Конкретные детали достигнутой договоренности не разглашаются. Ху Цзиньтао тогда лишь заявил, что Китай и США "преследуют одинаковые цели в иранском вопросе". Со своей стороны пресс-секретарь китайской делегации ничего не упомянул о санкциях, отметив, что Китай надеется, прежде всего, на то, что стороны "предпримут дополнительные усилия, чтобы разрешить вопрос об иранской ядерной программе путем диалога и переговоров".

Ранее Китай, обладающий правом вето в Совете безопасности ООН, скептически относился к попыткам западных государств ужесточить санкции в отношении Ирана, с которым КНР поддерживает активные экономические отношения. Тем не менее, в последнее время Пекин дал понять, что готов изменить свою позицию.

Между тем, готовность Китая вести серьезные обсуждения по поводу введения санкций против Ирана является попыткой китайской стороны сохранить хорошие отношения как с США, так и с Ираном, считают эксперты. "Согласие говорить о санкциях в отношении Ирана может быть одним из способов вновь расположить к себе США", - полагает профессор антропологии Университета МакГилла Филипп Карл Зальцман.

По его словам, желание Китая найти оптимальные способы "играть по-хорошему" с США обусловлено огромным давлением на него со стороны Вашингтона, в частности, в отношении курса китайской валюты, что может привести к торговой войне. Тем не менее, эксперт считает, что интересы Китая на Ближнем Востоке не изменились, и он сомневается в том, что Китай поверит заверениям Вашингтона о том, что его потребности в нефти будут обеспечены США. "Но китайцы могут и продемонстрировать США "добрую волю", давая им обещания, а иранцам "добрую волю", отрицая или сводя санкции к минимуму", - сказал он.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока, полагает, что формат санкций, о которых говорят США, не затрагивает интересов Китая, так как "вопрос энергоносителей выведен за скобки". Более того, по его мнению, для Ирана санкции такого рода не являются ни жесткими или удушающими, ни мгновенными.

В тоже время, ряд аналитиков считают, что если Китай получит от США определенные скидки, то он поддержит в таком случае жесткие санкции против Ирана, как это и случалось ранее. При этом эксперты отмечают, что отношения между Пекином и Вашингтоном последовательно катятся под уклон – это, в частности, споры вокруг Тибета, поставок оружия Тайваню, курса китайской валюты, скандала с Google. Подобные трения частично следует считать наследием напряженности, царившей во времена холодной войны между Соединенными Штатами и Китаем, несмотря на революционный переход последнего к рыночной экономике. Однако Китай и США остается крупнейшими экономическими партнерами. В частности, США Китай нужен, чтобы покупать их долговые обязательства. Многие эксперты надеются, что президенты двух стран рано или поздно добьются резкого поворота в американо-китайских отношениях.

Как сказал ПРАЙМ-ТАСС заведующий отделом разоружения ИМЭМО РАН Александр Пикаев, "действующие сейчас санкции в отношении Ирана не являются критичными, обременительными для страны. В частности, действует запрет на перемещение по миру ряда лиц из руководства страны, заморожены иранские счета в зарубежных банках. Ирану запрещено экспортировать оружие, но продавать оружие ему можно. Запрещены поставки высокотехнологичных образцов техники, ракетных технологий и прочее. На поставки оборудования для АЭС в Бушере эти запреты не распространяются". По его словам, "сейчас обсуждаются более жесткие санкции, причем многие из них финансового характера. Обсуждается запрет на получение кредитов от международных институтов. Кроме того, на повестке стоят бензиновые санкции. Так как у Ирана проблемы с переработкой нефти, не хватает мощностей, то эта часть санкций действительно чувствительна", - говорит А.Пикаев. "Кроме того, нужно понимать, что для китайцев вопрос о бензиновых санкциях напрямую затрагивает их интересы. Поэтому Пекин, по моим прогнозам, откажется подписываться под бензиновыми санкциями", - добавляет он.

"В новом пакете санкций речь идет и об эмбарго на покупки оружия. По некоторым данным, Медведев согласился на этот пункт. В этом случае следует говорить о том, что контракт на поставку в Иран С-300 подвисает", - говорит А.Пикаев.

По его словам, "гибкая позиция Россия по вопросу санкции в отношении Ирана налицо. А вот Китай не готов серьезно надавить на Иран, своего крупнейшего экономического партнера. Для сравнения, товарооборот между Китаем и Ираном оценивается в 20 млрд долл, а товарооборот между Россией и Ираном лишь 2 млрд долл".

Давление американцев на китайцев в плане быстрого принятия Пекином решений по новым санкциям в отношении Ирана сопровождается сообщения о том, что Тегеран успешно продвигается к намеченной цели – созданию ядерной бомбы. В частности, на днях заместитель главы Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт заявил на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил, что через год Иран может обладать обогащенным ураном в количестве, достаточном для производства ядерного оружия. При этом он тут же говорит, что Иран, тем не менее, вряд ли обзаведется технологией производства ядерных зарядов ранее, чем через 3-5 лет. "Американцы грешат тем, что дают противоречивые и взаимоисключающие данные по так называемому иранскому ядерному досье. Так в 2007 году ЦРУ заявило, что по их информации, у Ирана нет военной ядерной программы", - напоминает А.Пикаев.

По его словам, "сегодня точно известно, что Тегеран располагает ураном, обогащенным на 3,5 проц. Информация о том, что недавно получен один килограмм урана, обогащенного на 20 проц, скорее следует воспринимать как пиар, речь идет о слишком малых объемах, объемах лабораторного масштаба", - отмечает А.Пикаев.

Обсудить
Рекомендуем