Статья

Власти хотели бы помочь российским туристам, застрявшим в Европе, но законодательство не позволяет

Читать на сайте 1prime.ru

Представители туристического бизнеса подробно комментируют ситуацию с закрытием неба над Европой и беспрецедентным по масштабам транспортным кризисом, который парализовал, казалось бы, выверенную до мелочей систему коммуникаций в Европе. Руководство Евросоюза /ЕС/ обвиняет европейских же авиаперевозчиков в отсутствии взаимодействия в период форс-мажора и заявляет, что их медлительность и непродуманность действий ввергнет целый ряд отраслей экономики еврозоны в кризис. Как заявил во вторник заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Евгений Писаревский, сбои в авиасообщении в Европе уже вызвали широкий резонанс не только в политических, но и правовых и экономических кругах. По его словам, юридическая трактовка форс-мажорных ситуаций проработана слабо, особенно в России.

По словам Е.Писаревского, когда авиасообщение будет восстановлено в полном объеме, возникнет необходимость для обсуждения вопросов, связанных с дополнительной координаций действий авиационных властей с туристическим бизнесом. "Закона по взаимодействию в туриндустрии между России и ЕС нет, есть только отдельные законы с рядом стран Европы", - отметил он.

Кроме того, он отметил, что необходимо совершенствовать законодательство в сфере защиты прав туристов.

Как сказал Е.Писаревский, Ростуризм уже обратился к туроператорам взвешенно подходить к вопросам, связанным с возвращением туристам денег за сорванные туры.

Пожалуй, такой ответ не следует считать исчерпывающим. Тем более Е.Писаревский признает, что многие туроператоры несут колоссальные убытки, "скоро все начнут считать экономические издержки, многие разорятся, начнется период слияний и поглощений в туриндустрии."

Ранее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии /РСТ/ Ирина Тюрина заявляла, что пассажиры задержанных из-за извержения исландского вулкана рейсов могут сдать билеты в авиакомпании, туристы — обратиться за компенсацией в турагентства. Собственно это же повторил сегодня и Е.Писаревский, уточнив, что деньги за неиспользованные билеты на регулярные рейсы авиакомпании по закону обязаны вернуть в полном объеме.

От закрытия авиасообщения пострадали и туристы, и туроператоры, но это чистый форс-мажор, ранее отмечала И. Тюрина. Стороны ищут компромисс. "Туроператор в состоянии компенсировать затраты на поездку за вычетом реально понесенных компанией расходов - например, штрафов от гостиниц", - считает И.Тюрина.

"Есть достоверные факты, что некоторые экономические субъекты пытаются заработать на кризисе в сфере авиасообщений. Например, ряд гостиниц в Израиле вводят 100 проц штраф за неприбытие туристов", - включается в дискуссию первый вице-президент Ассоциации туроператор /АТОР/ РФ Владимир Канторович. "Мы обязательно составим "черные списки" таких гостиниц, что, безусловно, в дальнейшем повлияет на выбор туристов", - говорит он.

Нынешний коллапс полностью соответствует определению форс-мажора, согласно Статье 401 Гражданского кодекса, - считают юристы Правовой службы Ассоциации туроператоров России. - А в случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов.

Российские туристы имеют очень маленькие шансы получить компенсацию от турфирм в связи с невыездом из-за извержения вулкана, заявил накануне глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. "Я уверен, что зарубежный турист имеет достаточно высокие шансы защитить свои права, поскольку у него все договорные обязательства четко прописаны", - сказал руководитель Роспотребнадзора. "Что же касается наших туристов, которые пребывают сегодня в нежной постсоветской вере в нашу действительность и которые вообще не следят за своими договорами, то, скорее всего, у большинства из них шансы получить что-то будут очень маленькими", - добавил он. Г.Онищенко также высказал предположение, что подписанные россиянами договоры с турфирмами наверняка априори содержат в себе положения, которые не позволят рассчитывать на компенсацию.

При этом В.Канторович уверен, что все проблемы туристов в любых нештатных ситуациях во время отдыха будут решены, если ввести обязательное страхование граждан России при выезде за рубеж. "Страховая культура у нас минимальная. Да и есть опасения относительно того, что вулкан затихнет, и проблемы забудутся", - отмечает он. По его словам, нужно страховать по самому широкому кругу вопросов – продление проживания в отелях, предоставление транспорта и прочее. "Я не разделяю опасений, что обязательная страховка при выезде приведет к значительному удорожанию туров. Например, 1,5 евро в сутки – это вполне нормально".

Как отмечает Е.Писаревский, в России действительно законодательная база по страхованию туристов отсутствует. По его словам, в Германии немецких туристов "страхуют от всего". "Практика судов в Германии показывает, что в законе есть четкое толкование конкретных процентов за конкретные дополнительные расходы турфирм. Например, за досрочное прекращение поездки во время тура в чрезвычайных ситуациях они делятся в пропорции 50 на 50 проц", - говорит он.

"Что должен получить российский турист в таких случаях – нигде не прописано. Сейчас правила таковы, что турфирма должна доказать в суде обоснованность понесенных убытков. Поэтому сумма возмещения для туристов в каждом случае индивидуальна – она колеблется от 0 до 100 проц от стоимости тура", - отмечает Е.Писаревский.

По его словам, последние события в Европе, связанные с коллапсом авиасообщения, показали, что необходимо быстрее продвигаться в вопросе, связанном с полной отменой визового режима между Россией и ЕС. "Каждый год туристы из нашей страны оставляют в ЕС порядка 8 млрд долл. Иностранцы в России чуть меньше – 3 млрд долл. Поэтому расширение туристических потоков, очевидно, полезно для обеих сторон", - говорит он.

В свою очередь, В.Канторович сообщил, что АТОР уже обратился к консульским службам всех европейских стран с просьбой о бесплатном продлении для россиян виз в период проблем, связанных с возвращением на родину. "В прошлую пятницу мы обратились с такой просьбой, а накануне вечером получили положительный ответ от Венгрии, Бельгии и Швейцарии", - сообщил он.

Между тем, во вторник появилась информация о том, что ЕС продлил действие шенгенских виз для тех, кто не успел покинуть Европу из-за закрытия воздушного пространства. Об этом говорится в распространенном заявлении еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрем. Еврокомиссия "рекомендует продлить краткосрочные шенгенские визы, срок которых истек 15 апреля, однако их обладатели не смогли покинуть территорию ЕС из-за закрытия воздушного пространства". "Срок действия визы автоматически продлевается до нормализации воздушного движения без необходимости обращаться за продлением визы", - подчеркивается в заявлении. Для лиц, пересекавших европейское пространство транзитом, и не имеющих шенгенских виз, но, в силу форс-мажорных обстоятельств, вынужденных пересечь границу шенгенского пространства, временные визы должны быть выданы на границе.

Новый визовый кодекс Шенгена, вступивший в силу 5 апреля, "подвергся серьезному испытанию" беспрецедентным авиационным кризисом, говорится в заявлении. "Мы должны быть предельно гибкими, чтобы создать оптимальные условия, чтобы помочь возвращению всех пострадавших от этого кризиса на родину", - подчеркнула С.Мальмстрем.

Представители Ростуризма и АТОР сегодня не смогли сказать, сколько же россиян застряло в Европе. Ранее сообщалось, что речь идет о 15-20 тыс наших соотечественников. Сегодня Е.Писаревский сообщил, что речь идет о 30 тыс россиян, остающихся в странах Европы из-за закрытия воздушного пространства. Для сравнения, только в двух туристических "точках" – Канарских островах и Мальте – застряло порядка 150 тыс туристов из Германии. Россию, пожалуй, спасает тот факт, что путешествия и отдых в Европе может себе позволить незначительная доля россиян – чуть более 1 проц.

"Мы находимся пока в низкой точке туристического сезона. У нас не потоки, а ручейки, которые медленно растекаются по Европе в направлении к России. Наплыв туристов будет в майские праздники", - отмечает В.Канторович. При этом по его словам, "отказов от поездок в мае немного – порядка 10 проц".

Во вторник появилась информация о возобновлении в Европе авиаполетов после 5 дней воздушного карантина. Авиакризис, вызвавший затишье в небе и хаос на земле, уже признан тяжелейшим в мировой истории пассажирской авиации. По словам директора европейского бюро по безопасности воздушной навигации - Евроконтроля Бо Редеборна в полном объеме полеты могут быть возобновлены только к четвергу, при условии, что активность исландского вулкана Эйяфьятлайокудль не усилится.

Начиная с 15 апреля, 18 европейских стран полностью закрыли свое небо, остальные страны были вынуждены закрывать и открывать части своих воздушных пространств в зависимости от метеоусловий. По данным Евроконтроля, было отменено свыше 63 тыс рейсов. Кризис затронул до 10 млн пассажиров, суммарные убытки от него превысили миллиард евро. Еврокомиссия уже пообещала помощь европейским авиакомпаниям, суммарный объем которой может достичь 250 млн евро за каждый день запрета полетов.

Обсудить
Рекомендуем