Зарплатоемкость ВВП в России растет неоправданно быстрыми темпами: если в 2000 г показатель равнялся 23,6 проц, то уже в 2008 г он достиг 35,2 проц. "В условиях кризиса тенденция резко усилилась. Прирост зарплатоемкости ВВП составил 4,8 процентных пункта, что является абсолютным рекордом среди европейских стран", - отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, сегодня показатель зарплатоемкости ВВП у России выше, чем у Бельгии /39 проц/, Норвегии /37,5 проц/, Италии /31,3 проц/ и других высокоразвитых стран.
Аналитики компании отмечают, что в период бурного роста нефтяных цен, с 2000 до 2008 гг, приток внешних денег "перегрел" рынок труда. Рост реальных зарплат примерно в 2 раза опережал рост производительности труда, и мы не лучшим образом использовали ресурсы для развития. "Нынешние рекорды показали, что "самоедство" достигло критического уровня. Россия не может себе позволить и дальше столь стремительно проедать ресурсы, необходимые для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса", - отметил И.Николаев. Вообще, рабочая сила в России сильно переоценена по соотношению цена-качество, а кризисные явления понемногу "охлаждают" рынок.
Причиной сложившейся ситуации стала совокупность трех факторов. По мнению аналитиков ФБК, рекордные показатели России являются следствием трех факторов. Во-первых, главным акцентом российской антикризисной политики стало увеличение социальной поддержки населения. При этом были задействованы как бюджетные возможности /только из Резервного фонда было израсходовано почти 3 трлн руб/, так и административные - соответствующее давление государства на частный бизнес. Во-вторых, большое значение имел рост мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в 2009 г. В-третьих, падение ВВП в России в 2009 г было рекордным среди стран "большой двадцатки", достигнув 7,9 проц.
С тем, что от лишних кадров нужно избавляться, согласны многие. Наверное, положа руку на сердце, с этим согласятся и многие работники, подведя итоги собственных трудовых заслуг и соизмерив их с заработанными средствами. Но что является критерием стоимости сотрудника? Производительность его труда, вычислить которую не всегда просто. В докризисные времена штаты компаний раздувались на фоне появившихся возможностей, и о производительности всерьез никто не задумывался. Затем, в кризисную эпоху сократить количество сотрудников стало сложно – от бизнесменов требовали социальной ответственности.
Но, как отметил глава российского Минфина Алексей Кудрин, выступая на Международной конференции в Высшей школе экономики, антикризисная политика, направленная на сохранение рабочих мест, "законсервировала проблемы предприятий". В период кризиса политика российского правительства была направлена в первую очередь на поддержку населения, признал он. "После такой бурной поддержки, я должен сказать, все-таки остается задача увольнения избыточной численности сотрудников, повышение производительности труда и сокращения издержек. Это объективный фактор экономического роста", - сказал А.Кудрин.
В качестве сигнала от властей восприняли слова министра в бизнес-среде. Член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров, выступая в рамках Недели российского бизнеса, предложил внести поправки в Трудовой кодекс, связанные с упрощением и удешевлением процедуры увольнения сотрудников. Кроме того, бизнесмен считает, что стоит увеличить число контрактов с ограниченным сроком действия.
Эту смелую инициативу уже строго осудили представители профсоюзов и пока не решаются поддержать отечественные работодатели. Согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, идею М.Прохорова сочли удачной всего 40 проц предпринимателей. При этом работодатели признают, что вопросы, поднятые "коллегой", весьма актуальны. "Очень сложно уволить бездельника", – говорят респонденты. Выступающие "за" также отмечают, что в Трудовом Кодексе не хватает методов защиты от недобросовестного сотрудника.
Выступающие против, а их 35 проц, полагают, что Трудовой Кодекс в коррекции не нуждается. По их мнению, 14 дней – это и так слишком короткий срок для увольнения работника. "В случае неожиданного увольнения сотрудника по собственной инициативе даже двух недель недостаточно, чтобы подобрать ему замену и нормально передать дела"; "Найти хорошего специалиста на замену увольняющемуся – это не так быстро и просто даже при наличии большого количества желающих. По желанию работника сроки и так могут быть сокращены. В случае же сокращения штата работник должен быть защищен: ему должно быть предоставлено время на поиск работы, а также компенсация за вынужденное увольнение", - отвечают респонденты.
25 проц респондентов – колеблются с ответом. Для выводов им не достает информации: Что означает удешевить – не понимают они. Другие опасаются, что поправки в ТК могут привести к негативным последствиям для работников. С одной стороны, это может привести к злоупотреблениям со стороны работодателей, и сотрудники окажутся незащищенными. С другой стороны, у компаний появится возможность избавиться от неэффективных сотрудников, не затрачивая на их увольнение время и деньги. Однозначно ответить сложно, полагают "аккуратные" работодатели.