Как пообещала сегодня на встрече с журналистами начальник управления обязательного медстрахования ФФОМС Светлана Кравчук, памятки будут вручать каждому из 142 миллионов жителей страны при получении очередного полиса ОМС, также они будут распространяться через территориальные фонды ОМС. Видимо иного действенного способа борьбы за права граждан на бесплатную медицину в ведомстве пока не видят.
Между тем, по статистике ФФОМС, бороться есть за что. Как пояснила Светлана Кравчук, "чаще всего граждане жалуются на то, что не могут получить бесплатную услугу в регионах иных, чем они проживают". Из приведенной ею статистики следует, что в 13,5 проц обращений граждан жалобы связаны с отказом от представления необходимых лекарственных средств, 27 проц жалоб связано с качеством предоставленных услуг, еще 20 проц приходится на жалобы по качеству обслуживания, невозможности записаться к врачу, получить помощь вовремя и в установленные законодательством сроки. При этом, наибольшее число жалоб в процентном соотношении зафиксировано в Амурской области, где приходится 300 жалоб на 100 тыс населения. На втором месте Томская область.
По словам С.Кравчук, ФОМС внимательно проводит разбор всех поступающих жалоб вместе со страховщиками ОМС и территориальными ФОМС. В частности, в качестве принятых мер С.Кравчук привела случай, когда из-за неоказания услуг ветерану в Щелковской районной больнице Московской области были сняты в должностей лечащий врач и главный врач больницы, а в Краснодарском крае врачи получили предписание за не оказанные должным образом услуги.
Интересно, что чаще всего россияне жалуются именно на врачебные учреждения. Например, за прошлый год территориальные фонды ОМС совместно с медицинскими страховыми компаниями, работающие на рынке обязательного медстрахования, провели в общей сложности около 3 млн экспертиз деятельности врачей. По итогам этих экспертиз были вынесены решения о взыскании с медиков 13 млрд рублей. Основные претензии, по словам С.Кравчук, связаны с завышением медиками цен на оказанные услуги, либо с тем, что медицинские работники вообще не оказывали услуги, ссылаясь на их необязательность или ненужность. Она пояснила, что эти средства остались в распоряжении страховых компаний, и будут направлены в дальнейшем на повышение квалификации врачей, ремонт и закупку необходимого оборудования.
В борьбе за знания граждан о неотвратимости бесплатной медицины, ФФОМС давно предпринимает шаги. В частности, как рассказала Светлана Кравчук, уже достаточно давно при фонде создан межрегиональный координационный совет по организации защиты прав граждан в системе ОМС, в 80 регионах организована деятельность координационных советов по организации защиты прав граждан в системе ОМС или коллегиальных структур, выполняющих аналогичные функции.
При этом, по мнению С.Кравчук, "для информирования граждан и осуществления выбора страховой медицинской организации /СМО/ и лечебного учреждения на сайтах ряда ТФОМС публикуется вся необходимая информация о деятельности системы, в том числе результаты проводимых рейтингов СМО и медицинских организаций. Созданы круглосуточные горячие линии как в СМО так и ТФОМС, на сайтах ТФОМС в режиме реального времени специалисты консультируют граждан, в медицинских организациях /в Чувашии, Ростове, Санкт-Петербурге, Кемерово/ работают представители СМО".
С целью определения уровня удовлетворенности качеством медицинской помощи территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями проводятся социологические опросы граждан. В субъектах Российской Федерации фондами и страховыми медицинскими организациями ведется практика досудебной и судебной защиты прав граждан. В субъектах действуют экспертные, согласительные комиссии, координационные советы и третейские суды.
При этом, в процессе информирования граждан ФФОМС развил большую деятельность, только в прошлом году было смонтировано и показано по телевидению 7 479 ролика и 6 545 выступлений на радио, в средствах массовой информации опубликована 232 041 статья о правах граждан в системе обязательного медицинского страхования а территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями осуществлено 73 486 публичных выступления в коллективах граждан, а в приемных отделениях, регистратурах, холлах медицинских организаций. размещено 17 912 информационных стенда, в лечебно-профилактических учреждениях /ЛПУ/ устанавливаются справочные киоски. В фондах, страховых медицинских организациях и медицинских организациях осуществляется личный прием граждан. "Но самой наиболее популярной формой информирования является обеспечение граждан информационными справочниками, брошюрами, памятками, и буклетами, за последний год выпущено 25,6 млн экземпляров" – сообщила она.
В разработанной ФФОМС памятке, фонд напоминает гражданам о их правах, правах пациента, дает справку о территориальных программах и медицинских полисах, а также перечень региональных фондов ОМС. Самое же главное, что нашло в памятке отражение – это перечень действий, который могут осуществлять медики, но которые являются нарушением прав граждан и законодательства РФ, такие как незаконное взимание средств с застрахованных за лечение и лекарства, которые гарантированы государством в системе ОМС, несоблюдение сроков представления помощи, а также отказ от помощи.
Между тем, уже можно смело говорить, что появилась прослойка россиян, которым вряд ли стоит что-то объяснять про бесплатную медицину. Так, в прошлом году в судебном и порядке были рассмотрены 284 претензии от граждан, по которым было взыскано с медучреждений 49 млн руб, при этом по 176 искам суды приняли решение о возмещении морального ущерба. "Однако, очень сложно говорить о каких-то крупных суммах", - отметила С.Кравчук, потому что цифры по моральному вреду начинаются от 3 тыс руб. В целом, иски были связаны с не предоставлением лекарственных средств с самостоятельным возмещением гражданами средств потраченных на лечение, тогда как услуги должны были быть оказаны бесплатно.