Статья

На выплаты обманутым вкладчикам чуть-чуть не хватает

Читать на сайте 1prime.ru

По результатам проверки деятельности фонда за 2008-2009 гг. выяснилось, что Фонд должен произвести компенсационные выплаты 1,17 млн вкладчиков на общую сумму более 1 млрд 550,8 млн руб, в то время как располагает средствами в объеме 1 млрд 543 млн руб.

Как такое могло случиться?

Начало деятельности Фонда связано с началом 90-х, когда миллионы россиян, еще не знакомые с такого рода инвестициями, вложили свои сбережения в финансовые компании. Не секрет, что многие компании не имели государственных лицензий на право привлечения средств населения. Пообещав баснословные проценты и собрав деньги, компании исчезли. Вкладчики потеряли сбережения, и доверие к российской финансовой системе было подорвано.

18 ноября 1995 года Президент РФ подписал Указ N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", предусматривающий создание Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Учредителями Фонда со стороны государства явились Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества; Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Со стороны общественности - Всероссийская ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков и акционеров "Вкладчики России", Общественная организация "Ассоциация частных инвесторов"; Общественная организация Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП "Властелина".

В настоящий момент, Совет, являющийся высшим органом управления фонда, состоит из 12 человек, в том числе пять из них - представители ФСФР.

Что касается источника выплат, то сайт Фонда информирует, что основным источником средств, являются деньги от приватизации, а также средства, полученные в результате деятельности управляющих компаний. "Было совершенно очевидно, что при ущербе вкладчикам, оцениваемом в десятки триллионов рублей, полностью рассчитаться со всеми пострадавшими только за счет поступлений от приватизации не удастся, поэтому, в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157, основная часть средств, имеющихся в Фонде, была передана управляющей компании для инвестирования в ценные бумаги с целью увеличения компенсационной массы", - поясняется на сайте ФОГФ.

В случае увеличения компенсационной массы путем управления денежными средствами Фонда, процесс выплат может стать непрерывным, сочли в организации. Это стало еще более важно в 1998 году, в связи с тем, что законом о бюджете Российской Федерации на 1998 г. поступления сокращены с 2 проц до 0,5 проц доходов от приватизации, а в 1999 году отчисления от приватизации на осуществление компенсационных выплат вообще не были предусмотрены.

В связи с этим, начиная с 2001 года и по настоящее время Фонд не получает отчислений от приватизации и производит выплаты за счет прироста собственных денежных средств, находящихся в управлении. Также сообщается, что Фонд инвестировал поступающие от приватизации средства в государственные ценные бумаги, поскольку эти вложения, по утверждению Минфина России, являлись наименее рискованными, "стремясь не только к увеличению компенсационной массы, но и к поддержке экономики России".

В результате этого ранее пострадавшие вкладчики понесли убытки еще раз: вложения в государственные ценные бумаги, призванные прирастить и без того скудные ресурсы, выделенные в соответствии с Указом Президента на компенсационные выплаты, по сути, привели к потере части этих средств, поясняют в Фонде.

Стоит отметить, что по состоянию на 1 мая 2010 года Фонд произвел компенсационные выплаты более чем 1 млн 385 тыс вкладчиков РФ на общую сумму свыше 1 млрд. 606 млн рублей. Важно, что компенсация выплачивается вкладчикам только тех 485 финансовых компаний, которые включены в перечень Фонда.

К связи с тем, что в последние несколько лет начали вновь активизироваться финансовые мошенники, важность эффективной работы Фонда значительно возросла. Граждане, позабыв уроки прошлого, вновь понесли свои средства в сомнительные компании. Проверяя деятельность организация, Счетная Палата выявила следующий момент.

Установление попечительским советом Федерального фонда категорий вкладчиков, имеющих право на получение компенсации исключительно из наиболее малоимущих слоев населения, позволило фонду производить компенсационные выплаты наибольшему числу пострадавших, затрачивая при этом наименьший объем средств. Часть прироста активов, таким образом, шла на дальнейшее увеличение стоимости чистых активов фонда.

Но остальные вкладчики лишились права на получение компенсационных выплат, несмотря на то, что указом президента России в 2008 г расширен перечень категорий граждан, которые имеют право на получение компенсационных выплат. Совет Фонда не принял соответствующего решения, и выплаты не были реализованы, подчеркивает Счетная палата.

В настоящий момент, максимальный размер компенсации для вкладчиков-ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов увеличен до 100 тысяч рублей. Выплаты производятся в размере вкладов в компании, но не более 100 тысяч рублей, с учетом выплат, проведенных Фондом ранее. Остальным вкладчикам компенсация выплачивается в размере вкладов в компании, но не более 10 тысяч рублей.

Но не только вкладчики являются уязвимой категорией граждан. Не ясно, куда обращаться частному инвестору, оказавшемуся обиженным профучастником рынка ценных бумаг. Соответствующий Федеральный Закон предусматривает создание федерального компенсационного фонда /ФКФ/, который и будет отвечать за выплаты компенсаций инвесторам. Но он до сих пор не создан. Счетная палата считает, что необходимо ускорить создание ФКФ, либо передать его функции иному финансовому институту. Коллегия решила направить информационное письмо вице-премьеру - министру финансов РФ Алексею Кудрину. Как в конце октября 2009 года отмечал руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, комментируя РИА "Новости" свое назначение председателем совета фонда, структура Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров может стать базовой при формировании ФКФ. При этом, по его мнению, "отвергать фонд, который уже работает, и за который мы несем ответственность, было бы неправильно".

Отметим, что ФСФР, не являясь учредителем, теперь обладает правом формировать позицию членов совета на его заседаниях. "Фонд может стать одним из главных институтов в сфере финансового просвещения, тем более что учредителями его стали две организации обманутых вкладчиков, которые на своем опыте поняли, что значит терять деньги", - сказал В.Миловидов.

Ну а пока власти пытаются урегулировать вопросы с потерявшими средства вкладчиками и обезопасить инвестора, стоит постараться в ряды таковых не попадать. Фондом уже выявлено более 1700 финансовых институтов и их филиалов, привлекавших денежные средства населения и не выполняющих финансовые обязательства перед вкладчиками и акционерами.

Обсудить
Рекомендуем