"Со следующего года Россия окажется в той же экономической ситуации, как большинство других стран, только еще с риском снижения цены на нефть. Мы становимся как все, особые преимущества исчезают - это нам нужно уяснить", - подчеркнул он в опубликованном сегодня интервью газете "Ведомости". "Правительство выполнило свою главную цель: сдемпфировало", - отметил А.Кудрин. По его словам, Резервный фонд кончится в следующем году. "Останется еще небольшой резерв в виде Фонда национального благосостояния /ФНБ/, но его не надо бы тратить. Он создан для другого - выравнивания ямы в доходах Пенсионного фонда, которая скоро образуется из-за демографической проблемы", - пояснил министр.
А.Кудрин отметил, что в мировой экономике сейчас происходит "кризис глобализации", "именно сейчас меняется архитектура мирового рынка и регулирования". "Мы сейчас наблюдаем, как тестируется структура управления зоны евро. Сейчас ЕС выработает инструменты срочного характера защиты евро, а потом придут к долгосрочным инструментам - строгим инструментам макроэкономической, фискальной и налоговой политики", - уточнил он.
По мнению А.Кудрина, из истории с зоной евро Россия должна извлечь "очень горькие и непростые уроки". "Наша страна производит в два раза меньше продукта в пересчете на душу населения. Но у нас несовершенна структура экономики, несовершенно госуправление, несовершенно состояние сельского хозяйства, промышленности и услуг. Сама среда очень несовершенна. Другим странам за счет развитой среды будет восстанавливаться легче, чем России. На все это накладывается наша зависимость от добывающих секторов. Именно этот сектор оказался в мире самым неустойчивым по цене. Цена может сильно скакать: за несколько месяцев - в два раза", - отметил А.Кудрин.
По его мнению, "зная все эти наши недостатки, мы должны по отношению к себе применять гораздо более строгие меры, чем другие страны". "Если средний уровень долга государства - 60 проц ВВП, то в России - 30 проц. Если в других странах бюджетный дефицит должен составлять 3 проц, то у нас - 1 проц или даже ноль. И все это надо говорить при абсолютно гарантированной и стабильной цене на нефть - около 50-60 долларов за баррель, не более", - считает он. "Если мы будем держать большой дефицит, то риски России будут помножены на этот большой дефицит. Большой дефицит - те самые расходы на поддержку экономики - скорее ударит по экономике, чем даст пользы. И ударит по инвестициям и процентным ставкам кредитов инфляцией", - подчеркнул министр.
Касаясь вопроса повышения налогов, А.Кудрин отметил, что такой риск есть. "Даже уже взятый объем обязательств и желание продолжать начатые программы могут потребовать увеличить фискальную нагрузку", - пояснил он. "Но пока мы эту тему не прорабатываем", - добавил министр. По его мнению, "в России есть другой резерв - неэффективные расходы государства". "Мы можем исполнять то же количество задач, как сейчас, но при гораздо меньших расходах. Например, по оценке Всемирного банка, в сфере здравоохранения есть резерв в 30 проц. Я считаю, что при строительстве дорог - не меньше. При исполнении оборонного заказа, думаю, процентов 15-20. Так что если мы перейдем на качественное управление госрасходами, налоги повышать не придется. Вопрос в том, сможет ли правительство администрировать эту задачу", - подчеркнул он. "Считаю, что у нас нет другого выхода. Но, конечно же, понимаю, что на этом пути будут свои сложности", - заключил А.Кудрин.