15 мая 2010 г. по приглашению организаторов в порт Владивосток прибыли 2 парусные яхты "Elena" /флаг Малазии/ и "Ocean Agassy" /флаг Таиланд/.
Члены экипажа являются гражданами Российской Федерации. Таможенные, пограничные и иммиграционные процедуры в отношении указанных яхт завершены. Никаких претензий к экипажу и яхтенным документам нет.
Однако яхты были задержаны Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю. Начальник управления отказал в перемещении яхт, мотивируя тем, что территория и акватория яхт-клуба "Семь футов", где будет проходить выставка, в пределы морского пункта пропуска через Государственную границу РФ "Владивосток" не входят. В связи с чем, стоянка иностранных яхт у причалов, на акватории яхт-клуба "Семь футов" не представляется возможной.
Это утверждение противоречит законодательству РФ. Яхты уже прошли оформление в пункте пропуска, и должны перейти к месту стоянки, предназначенному для стоянки маломерных судов, то есть в акваторию яхт-клуба.
Задержание яхт не подпадает ни под один пункт Приказа ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении правил пограничного режима".
Так же нахождение яхт не входит в список ограничений, перечисленных в статье 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации". Следовательно, ограничения по перемещению некоммерческих маломерных судов под иностранными флагами, с российскими экипажами на борту, оформленными должным образом на приход, в территориальных водах России отсутствуют.
До настоящего времени яхты стоят на 1-ом причале Торгового порта, где круглосуточно дежурит экипаж. Причал не предназначен для стоянки маломерных судов, поэтому прохождение любого судна по фарватеру или усиление ветра и волны может нанести значительный ущерб яхтам, вплоть до потопления.
Для участия в выставке иностранные компании яхт потратили немалые денежные средства. Стоянка на определенной пограничниками территории не оплачивается принимающей стороной. Невозможность перехода в яхт-клуб "Семь футов" вышеуказанных яхт повлечет за собой невозможность участия в выставке, и как следствие – бессмысленность потраченных сил и средств. Пройдя 3 тысячи миль, яхты будут вынуждены уйти из Владивостока, не приняв участие в мероприятии, на которое были приглашены. Если данное событие произойдет, то оно сильно ухудшит имидж Российской стороны в плане гостеприимства, особенно в преддверии саммита АТЭС.
По словам исполнительного директора Всероссийской Федерации парусного спорта /ВФПС/ Оскара Конюхова, "федерация активно занимается вопросом упрощения плавания в российских территориальных водах и по внутренним водным путям спортивных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. 8 апреля 2010 года член Наблюдательного совета ВФПС, депутат Сергей Шишкарев и депутат Федор Швалев внесли в Госдуму РФ проект закона об упрощении прохода судов под иностранными флагами".
Данный законопроект направлен на упрощение доступа во внутренние водные пути России спортивных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. Данный законопроект стал результатом работы Комитета по транспорту ГД РФ, Всероссийской федерации парусного спорта и других организаций.
Также, в указанном законопроекте впервые на законодательном уровне дается определение спортивного и прогулочного судна.
Данный законопроект с существенными доработками вносится в Государственную думу второй раз /первый раз он был внесен в ГД РФ летом прошлого года/. Первично внесенный законопроект был отправлен Правительством РФ на доработку.
21 декабря 2009 г. состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Сергея Иванова, на которой был рассмотрен законопроект. Морская коллегия поддержала инициативу председателя Комитета по транспорту ГД РФ С.Н.Шишкарева.
В поддержку представленного законопроекта выступил Председатель Наблюдательного совета Всероссийской федерации парусного спорта /ВФПС/, Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.
"Решение этого вопроса позволит значительно интенсивнее развить туристическую инфраструктуру как в прибрежных городах, так и внутри страны, даст новые рабочие места, послужит развитию регионов. Россия недополучает в бюджет миллионы долларов. Сама процедура должна занимать не более одной недели /по аналогии с получением въездной визы/ и быть максимально простой и понятной для зарубежных владельцев спортивных судов", подчеркнул Дмитрий Зеленин.
Как ранее сообщал сайт www.vfps.ru, во всем мире яхтенный спорт и яхтенный туризм имеет устойчивую тенденцию к развитию, миллионы людей выбирают для отдыха и путешествий парусные суда. Развитие морского туризма в России является важным элементом позиционирования России в мире как великой морской державы. Одной из важнейших проблем развития яхтенного туризма в России является упрощение процедуры получения разрешения на право прохода под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации.
Министерству транспорта РФ удалось сдвинуть с мертвой точки решение этого вопроса - разработан механизм, который позволяет судам заходить в наши территориальные воды /согласно Постановлению правительства №85/. Для получения разрешения компетентный орган иностранного государства должен обратиться в Министерство транспорта РФ, которое готовит проект Распоряжения Правительства РФ. При этом Минтранс должен согласовать проект Распоряжения с 8 министерствами и ведомствами, среди которых МИД, ФСБ, Министерство обороны и даже Министерство сельского хозяйства. Вся процедура занимает не менее 3 месяцев.
Все это фактически закрывает внутренние водные пути для иностранных прогулочных и спортивных судов и существенным образом тормозит развитие водного туризма и парусного спорта в стране. Страдают в первую очередь наши прибрежные города.
Пресс-служба ВФПС
Алексей Жиров
8-903-612-5170
www.vfps.ru