В ходе "сдвоенного" мероприятия, стороны обсудили моменты экономического взаимодействия, в частности коснулись вопросов энергетического характера. Как пояснил российский премьер в интервью телерадиокомпании "МИР", сторонам пока не удалось согласовать ряд вопросов, но "не по Таможенному союзу, а по отдельным параметрам экономического нашего взаимодействия". Эти вопросы "носят совершенно конкретный характер, и, безусловно, решение тем или другим образом этих проблем напрямую связано с экономическим самочувствием целых отраслей экономик наших стран", пояснил российский премьер.
Как отметил В.Путин, "белорусская сторона не ставила вопрос о новых ценах на энергоносители". "У нас две проблемы существуют, - пояснил В.Путин. - Это - проблема вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, но мы, имея в виду наши особые отношения с Белоруссией, и желая поддержать и белорусский народ, и белорусскую экономику, мы в полном объеме - хочу подчеркнуть - в полном объеме для внутренних потребностей Белоруссии предоставили льготу, поставив 6,3 млн т нефти сырой для внутреннего потребления Белоруссии. Повторяю: беспошлинно. Но наши коллеги хотели бы, чтобы мы эту льготу расширили. Но это уже другая история". Второй проблемой являются цены на газ. Председатель правительства РФ также напомнил, что цены на "голубое топливо" для Белоруссии "и так являются льготными, гораздо более льготными, чем для Украины, даже после наших договоренностей по Севастополю и Черноморскому флоту".
Таким образом, достижению прорыва в области формирования Таможенного кодекса по-прежнему мешает наличие существенных разногласий между странами – участницами. Напомним, что суть Таможенного союза - в едином таможенном тарифе, который будет действовать на внешних границах образования. А поскольку действующие ввозные пошлины в странах разные, то и договориться о едином тарифе непросто. Например, предполагается, что в рамках таможенного союза будет действовать российский тариф на ввоз автомобилей, но в Казахстане и Белоруссии эти пошлины ниже. Некоторые российские пошлины будут повышены, а некоторые – снижены. Понятно, что бизнес с опаской ждет этих изменений, и власти не готовы принимать скоропалительные решения. Кроме того, главной задачей образования является сохранение существующего соотношения таможенных поступлений для каждой из стран. Поэтому в рамках Таможенного союза предусмотрено долевое распределение таможенных поступлений.
Премьеры России, Белоруссии и Казахстана заседали до глубокой ночи, но все достижения ограничились договоренностью "продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса в течение двух недель на экспертном уровне". Есть разногласия по автомобильной и авиационной промышленности, по ввозу товаров физическими лицами для собственных нужд, не согласованы таможенные пошлины.
Правда, проблемы "с таможней" не помешают созданию Единого экономического пространства, - заверил В.Путин. - Для того чтобы оно заработало, нужно подготовить два пакета документов. Один должен быть подготовлен к июлю следующего года. Второй пакет - к концу 2011 года. Я предложил, чтобы мы до конца 2010 года подготовили весь пакет. И более того, если это представится возможным, подписали его и ратифицировали. С отложенным сроком введения. Как и договаривались, с 1 июля 2012 года. А может, чуть раньше, если мы его подпишем и ратифицируем".
"Я исхожу из того, что в этом случае можно было бы пойти на дополнительные шаги навстречу друг другу и решить вопросы и по пошлинам, и по тарифам некоторым и так далее", - заявил премьер, призвавший к расширению Таможенного союза и присоединения к нему всех членов ЕврАзЭС. "Насколько я знаю, нет ни одного члена ЕврАзЭС, который не хотел бы в дальнейшем присоединиться к Таможенному союзу. Мы будем работать в этом направлении", - сказал российский премьер.
Власти подсчитали экономический эффект – Таможенный союз приведет к росту экономик всех трех государств. Как отметил спикер российской Госдумы Борис Грызлов, создание таможенного пространства принесет экономикам - членам по 15 проц ВВП к 2015 году. Кроме того, немаловажным аргументов для Минска, например, является тот факт, что российская нефть будет поступать в Белоруссию, минуя таможенную пошлину…
"Сейчас не все поддерживают Таможенный союз, и в Казахстане, например, есть полярные точки зрения, но и я, и президент Казахстана убеждены, что Таможенный союз в конечном итоге пойдет на пользу нашим экономикам и добросовестным предпринимателям", - сказал премьер правительства Казахстана Карим Масимов на заседании. Благодаря Таможенному союзу за первые 3 месяца нынешнего года товарооборот Белоруссии и Казахстана вырос на 50 проц, по сравнению с тем же периодом прошлого года", - сказал он. С коллегой согласен и премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. "Важно, что мы движемся по пути создания единого таможенного тарифа, единой таможенной территории", - отметил он. "Пусть наши вице-премьеры и заседают порой до ночи, но по многим вопросам они выравнивают позиции и находят компромиссные решения", - сказал С.Сидорский.
В этой связи уместно рассмотреть альтернативы. Как полагают эксперты немецкой группы, работающие в Белоруссии, и чью статью публикует "Дойче Велле", странам содружества стоит обратить внимание на договор о свободной торговле с ЕС.
Оба проекта несовместимы, а потому, выбор, сделанный сейчас, будет иметь стратегическое значение, отмечают экономисты. В таможенном союзе с Россией устанавливаются единые таможенные пошлины на экспорт, что ведет к потере внешнеторговой самостоятельности стран участниц. Договор с Евросоюзом имеет в своей основе менее жесткие условия.
Есть над чем поразмыслить и Москве. Есть мнение, что укрепление Таможенного союза трех стран может стать серьезным препятствием для вступления России во Всемирную торговую организацию /ВТО/. Российские власти убеждены, что это не так: нормативные акты Таможенного союза не должны отбросить Россию назад в договоренностях по вхождению в ВТО, уверен В.Путин.
Напомним, в 2009 году Казахстан, Белоруссия и Россия решили вступать в ВТО не поодиночке, а единым Таможенным союзом, что вызвало недоумение в финансовом мире. Потом, правда, Москва "поправилась": не единым клубом, а при четкой координации действий. Насколько это выполнимо – неясно. Как отметил, выступая на радиостанции "Эхо Москвы", министр экономики в 1992-1993 гг Андрей Нечаев, "судя по тому, какое огромное количество проблем у нас было без всякого Таможенного союза со вступлением в ВТО, я думаю, что попытка вступить туда втроем, взявшись за руки, явно наш шанс не повышает".
Пока переговоры продолжаются. Как сообщают информационные агентства, в воскресенье поздно вечером состоялся телефонный разговор президента России Дмитрия Медведева с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, в рамках которого лидеры отдельно затронули тему Таможенного союза и в этой связи - возможность совместных действий двух стран в целях скорейшего решения всех вопросов формирования ТС.