Статья

Добровольный капремонт: вопросов больше чем ответов

Читать на сайте 1prime.ru

В связи с этим Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направил органам государственной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения проект закона "О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов".

Фонд, который на долевой с регионами основе финансировал капитальный ремонт многоквартирных домов, будет ликвидирован, а вместо него появится новый фонд, который будет контролировать расходование поступающих средств на капремонт. Сейчас с граждан единовременно собирается 5 проц от стоимости работ, проводимых Фондом, с 2012-2013 гг платить придется 5 руб с квадратного метра ежемесячно. Если, конечно, инициативе властей суждено реализоваться.

27 мая в Казани прошло всероссийское совещание, организованное государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ, "Региональные фонды капитального ремонта, энергоэффективное жилье, организация информационного взаимодействия", и обсуждение темы было продолжена.

Как заявил представитель Фонда Григорий Волков, на совещании было решено отказаться от идеи обязательного сбора на капремонт с собственников квартир: "Платеж станет добровольным, решение о его уплате будет приниматься на общем собрании жильцов дома". Особо отметим, что платить придется не всем проживающим, а лишь собственникам помещений.

Комплекс мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства России вступил в свою активную фазу еще в 2007 году, отмечает эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Ирина Воробьева. "Лейтмотивом всех преобразований являлось формирование рыночных отношений в сфере ЖКХ: создание ТСЖ, приход частных компаний в ЖКХ, снижение износа основных фондов и аварийности на объектах, внедрение новых технологий, ликвидация многомиллиардных долгов, ликвидация перекрестного субсидирования и т.д, - напоминает она. - Для этого предполагалось задействовать средства федерального центра, регионов, населения и частных инвесторов. Определенные успехи можно отметить только в реализации программы капитального ремонта и привлечении к управлению своим жильем собственников. Однако и по этим направлениям результаты далеко не такие радужные, как ожидалось".

В сфере капитального ремонта нарушения связаны с проведением конкурсов на выбор подрядных организаций, когда заказы отдаются компаниям, близким к руководству управлений коммунальных служб, завышением стоимости ремонтных работ, срывом сроков работ.

В кризис у регионов резко сократились возможности по софинансированию федеральной программы по ремонту ветхого жилищного фонда и расселению людей из аварийного жилья, рассуждает И.Воробьева. Вместе с тем, чтобы получить зарезервированные в фонде за каждым субъектом Федерации средства, регионам пришлось спешно внедрять рыночные механизмы, ликвидировать дотации, повышать тарифы, менять нормативы потребления услуг. И все эти изменения в первую очередь ударили по потребителям услуг. Тарифы серьезно выросли, а низкое качество ЖКУ осталось неизменным.

По мнению И.Воробьевой, долгожданный приход в сектор ЖКХ частных управляющих компаний также вряд ли можно назвать удачным. Частные компании готовы управлять только относительно новым жилищным фондом, затраты на обслуживание которого не так велики, и компании могут получать прибыль, не выставляя собственникам огромные счета за обслуживание жилфонда.

Для старого жилого фонда с изношенной инфраструктурой затраты на обслуживание жилья очень высоки. "Чтобы управление такими домами стало привлекательно для частных компаний и не так обременительно для граждан, требуется проведение модернизации основных фондов и внедрение ресурсосберегающих технологий за счет бюджета", - говорит эксперт. Напомним, что около 30 проц основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. На срочную замену тепловых, водопроводных и канализационных сетей требуется от 2 до 3 трлн руб в течение ближайших 3 лет. В дальнейшем обновленные объекты ЖКХ можно было бы передать в управление частному собственнику либо приватизировать.

Приход в ЖКХ частных инвестиций сильно зависит от продуманной политики федеральных властей, указывает И.Воробьева. "Резкие скачки на тарифы, перевод тарифного регулирования с регионального на муниципальный уровень и обратно, отсутствие экономической обоснованности повышения тарифов естественных монополий дестабилизируют сферу ЖКХ, возмущают население и отпугивают инвесторов", - говорит она.

Инициатива добровольного капремонта за счет ежемесячных отчислений граждан вызывает много вопросов, связанных с тем, каким образом будут управляться эти средства, не обесценятся ли они в случае инфляции и т.д, указывает эксперт. Данная инициатива также предполагает, что при недостатке средств для ремонта, собственники смогут взять кредит. Опять же возникает вопрос, будет ли государство субсидировать ставки по этим кредитам.

Вопросы по законопроекту возникли и в Институте экономики города. Предусмотренные законопроектом региональные фонды фактически осуществляют привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, то есть осуществляет функции банков, но при этом действует без лицензии и вне сферы законодательства о банках и банковской деятельности, отмечают эксперты института в своем заключении. Взимание платы за капитальный ремонт со всех собственников и нанимателей имеет признаки, присущие налоговым платежам. Схема определения размера платы за капитальный ремонт многоквартирного дома является возвратом к государственному регулированию цен в жилищной сфере, прекратившемуся с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, продолжают эксперты.

Разумной альтернативой могло бы стать не накопление средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, а получение в кредит. "Брать кредиты стоит не собственникам помещений, а управляющим организациям и товариществами собственников жилья, - полагают в Институте. - Для уменьшения банковских рисков при таком кредитовании целесообразно создание на региональном уровне не фонда, в котором "будут аккумулироваться средства, перечисляемые собственниками помещений на капитальный ремонт", а гарантийного агентства, которое после оценки добросовестности и положительной репутации управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а также обоснованности проекта капитального ремонта или модернизации здания, показателей его энергоэффективности будет выдавать кредитным организациям гарантии по кредиту на цели капитального ремонта многоквартирного дома". Такая практика уже реализована в странах ближнего зарубежья, отмечают эксперты в своем заключении.

Обсудить
Рекомендуем