Статья

Хорошего много не бывает. Финансирование программы утилизации авто увеличено

Читать на сайте 1prime.ru

Напомним, что еще накануне министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко на встрече с В.Путиным заявил, что лимит сертификатов на выдачу новых автомобилей по программе утилизации старых машин будет исчерпан в июне 2010г. При этом программа по утилизации авто, стартовавшая 8 марта этого года была рассчитана на 8 месяцев до 1 ноября. Если бы не было внесено дополнительное финансирование, то подтвердились бы рассуждения скептиков о том, что право на долгую жизнь в РФ имеют только неэффективные и затратные программы, а успешные проекты обречены на искоренение.

Как отметил сегодня В.Путин, несмотря на трудности административного характера, в целом программа утилизации старых автомобилей была эффективна. "Деньги заканчиваются, мы в текущем году выделили на ее реализацию 10 млрд руб", - напомнил премьер. "Считаю необходимым увеличить финансирование по этой программе еще на 10 млрд руб. Прошу представить предложения по плавному выходу из программы в следующем году", - сказал В.Путин, подчеркнув, что речь должна идти именно о "плавном выходе".

В.Путин приучил общественность к публичным экспромтам, однако его поручение о дополнительном финансировании программы по утилизации авто к таковым не относится – успех программы очевиден и было бы странным сворачивать ее на взлете. Скорее всего, на вчерашней встрече с В.Христенко вопрос о выделении дополнительных 10 млрд руб на утилизацию подробно обсуждался при самом глубоком анализе данных по продажам авто по этой программе.

Как сказал в среду В.Христенко, из 200 тыс предусмотренных программой сертификатов под получение новых машин уже зарезервировано 175 тыс. Он также добавил, что в день в среднем подается 2,5 тыс заявок на утилизацию автомобилей. "Если будем двигаться в рамках такой статистики, то к концу месяца все 200 тыс сертификатов будут полностью зарезервированы", - сказал он.

Глава Минпромторга отметил, что в среднем между подачей заявки на утилизацию и приобретение нового автомобиля проходит около 2,5 месяцев в зависимости от марки и комплектации машины. Таким образом, в сентябре все сдавшие в утилизацию автомобили граждане получат новые машины, заверил он.

В.Христенко сообщил также, что на сегодняшний день с использованием сертификатов приобретено 65 тыс новых машин. По прогнозам министра, весь объем средств, который государство предусмотрело для поддержки участвующих в программе автодилеров, будет доведен до получателей к октябрю 2010 г. "В октябре мы полностью используем те 10 млрд руб, которые были выделены в качестве субсидий компаниям, реализующим эти машины", - заключил он.

Чуть ранее замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев сообщил, что ведомство рассчитывает на завершение программы утилизации старого автопарка до конца лета текущего года. "Раньше мы планировали, что выполним программу к октябрю, но думаю, что до октября не дотянем", - сказал он, отметив, что в настоящее время в среднем выдается около 3 тыс сертификатов в день.

При этом он сообщил, что Минпромторг пока не намерен вносить предложения в правительство о продлении программы. "Вопрос к возможностям бюджета, не уверен, что у бюджета будут такие возможности", - сказал он.

В свое время эксперты сильно критиковали Минпромторг за медлительность при принятии окончательного решения относительно того, когда же дать старт программе по утилизации авто. Весь прошлый год ведомство "раскачивалось" и заявляло, что ведутся расчеты. Кроме того, в Минпромторге отмечали, что в стране отсутствует современная база собственно по утилизации авто, а без этого нельзя начинать программу.

Эксперты недоумевали – падение продаж авто в России в период кризиса было катастрофическим, а внедрение программы по утилизации авто в ряде европейских стран и США в 2008 -2009 годах показало, что спрос на авто резко возрос благодаря программе обмена автохлама на новую машину. Многие аналитики заявляли, что Минпромторг просто не хочет втягиваться в эту программу – слишком много нюансов, слишком много новизны вкупе с отсутствием опыта при проведении таких программ.

И все же осенью прошлого года было принято решение начать эксперимент по обмену старых авто /старше 10 лет – прим ред./ на ваучеры стоимостью в 50 тыс руб, но очень осторожно, выделяя на программу всего 11 млрд руб. Первоначально планировалось, что программа заработает с 1 января 2010 года, однако в результате ее старт перенесли на 15 марта /объяснив это техническими накладками – прим ред/, и затем по личной просьбе В.Путина было решено начать ее 8 марта.

Скорее всего, веским аргументу в пользу того, чтобы все же реализовать эту программу стало стремление правительства поддержать "АВТОВАЗ", ведь Волжский завод оказался на грани банкротства из-за кризиса и проблем с поставщиками.

Несмотря на то, что госпрограмме утилизации можно было приобрести автомобили более 70 моделей, продукция Волжского завода оказалась самой востребованной.

Лидерами в структуре продаж по программе утилизации являются классические модели "АВТОВАЗа". Только в апреле "АВТОВАЗ" продал 52 тыс 400 автомобилей Lada, из которых по программе утилизации около 18 тыс авто. Всего завод, планировавший реализовать по программе 100 тыс машин, уже собрал около 150 тыс заявок и выдал 28,5 тыс машин /более 75 проц всех продаж по утилизации/.

Среди иномарок самым популярным является бренд Renault, реализовавший 2,2 тыс автомобилей /2,2 проц/. Далее следуют УАЗ /1,5 тыс/, Ford /1,4тыс/, ГАЗ /1,3 тыс/, Chevrolet /917/, Skoda /850/ и FIAT /614/.

11 мая компания Sollers сообщила, что за два месяца действия федеральной программы по утилизации дилерские центры FIAT, SsangYong и UAZ выписали 3491 свидетельство, на основании которого покупателям выдано 1583 автомобиля. Среди всех брендов Sollers лидирует UAZ /2044 свидетельства/, что объясняется мерами по дополнительной стимуляции покупателей, которые были запущены для жителей Ульяновской области. В их рамках ОАО "УАЗ" и правительство Ульяновской области предоставляют жителям Ульяновска и области дополнительную скидку в размере 70 000 руб. Таким образом, начальная стоимость на автомобили в рамках программы утилизации снизилась на 120 тыс руб.

Значительный рост количества клиентов в течение последних двух месяцев отмечен и в дилерских центрах FIAT и FIAT Professional, которые выписали в общей сложности 1362 свидетельства. Наибольший рост интереса к итальянской марке и увеличение продаж отмечены на территории Татарстана, правительство которого совместно с компанией Sollers предоставляет любому жителю России, покупающему автомобиль на территории республики, дополнительные скидки: 40 тыс руб - на седан FIAT Albea и универсал FIAT Doblo Panorama и 100 тыс руб - на коммерческий FIAT Ducato. Таким образом, суммарные скидки на автомобили достигают 90 тыс руб для легковых моделей и 150 тыс руб - для коммерческих.

Поклонники внедорожников SsangYong обращались в дилерские центры корейской марки в рамках программы утилизации более 400 раз. Дилеры SsangYong выписали 85 свидетельств.

Довольны промежуточными итогами программы по утилизации старых автомобилей и диллеры Skoda, интерес к машинам этой марки растет в рамках программы, и это притом, что Skoda - не самые дешевые автомобили: цены на Fabia, которая участвует в программе, начинаются от 400 тыс руб.

Большинство экспертов отмечают, что пилотный проект по утилизации стартовал успешно - положительных моментов гораздо больше, чем отрицательных. Минусы - нерасторопность нашей бюрократической системы вначале реализации программы: не было достаточного количества электронных кодов доступа к сайту Минпромторга, потом достаточно забюрократизированной была процедура в ГИБДД, сложности вызывала и быстрая утилизация достаточно большого количества авто. Были и другие проблемы - сейчас они в основном решены.

По словам специалистов авторынка, цель программы достигнута — старые машины вымываются с рынка, то есть исчезают с наших дорог, а вместо этого население активно приобретает новые авто. Интерес к эксперименту говорит о большом количестве оставшихся у населения старых автомобилей, а значит, правительству нужно расширить действие программы.

Продлить действие программы в этом году было бы крайне желательно. Она фактически только началась, и сбивать ее на взлете совершенно неправильно. Продлить ее стоит и потому, что автопром еще нуждается в дополнительной поддержке и загрузке своих мощностей, с одной стороны. И, с другой стороны, потому что многие автовладельцы только присматривались к программе и собирались в ней участвовать, сформировался определенный кредит доверия, выданный гражданами государству. Тем более что состояние государственных финансов позволяет выделить дополнительные средства для расширения проекта. И вдвойне позитивно, что эти доводы аналитиков были услышаны правительством.

Обсудить
Рекомендуем