Статья

Еврокризис: до чего "дозрел" Евросоюз

Читать на сайте 1prime.ru

Из них 440 млрд евро предоставят страны ЕС, еще 250 млрд — Международный валютный фонд и 60 млрд евро — Еврокомиссия. Ужесточаются механизмы контроля за финансовыми рынками и деятельностью рейтинговых агентств. Министры финансов зоны евро также договорились об ужесточении санкций для нарушителей бюджетной дисциплины. Речь может идти даже о санкциях в отношении тех правительств, которые нарушают Пакт стабильности, который лежит в основе единого валютного союза.

Помогут ли эти меры стабилизировать ситуацию? Своевременны ли они?

По мнению главного экономиста Центра европейской политики Фабиана Зулига, потенциал дальнейшего развития кризиса есть, поскольку помимо Греции, остаются проблемными и другие государства. Выделение определенной суммы на спасение Афин стало неким "зонтиком", но ситуация остается тяжелой, полагает он. У Европы есть и другая беда – невысокие темпы роста, и для преодоления этой долгосрочной проблемы потребуются изменения правил игры внутри Евросоюза, что займет месяцы и даже годы, сказал Ф.Зулиг в рамках организованного видео-моста в РИА "Новости".

Причиной нынешнего кризиса стала аккумуляция нескольких факторов, а трудности в экономике Греции накапливались десятилетиями, отмечает он. Конечно, ЕС должен был среагировать раньше, но стоит учитывать тот факт, что греческая макроэкономическая статистика была ненадежной, и реальный объем бюджетного дефицита оказался куда серьезней предполагаемого.

Оперативности действий экономических властей ЕС мешает также тот факт, что любые меры должны соответствовать договоренностям и принципам, существующим в союзе.

В том что, создавать Стабфонд и говорить об экономическом правительстве, нужно было раньше, уверен и директор института экономики РАН Руслан Гринберг. Тем не менее, эксперт полагает, что кризис будет преодолен, и, вероятно, посредством внедрения в финансовую структуру ЕС наднациональных институтов.

По мнению доктора экономических наук, заведующей кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД РФ Ольги Буториной, причиной кризиса стали несоответствие экономической основы ЕС основе денежно-кредитной. Кроме того, налицо кризис социально-экономической модели в Западной Европе, связанный с глобализацией, отмечает эксперт.

Евросоюз попытался сплотить страны-члены единым экономическим знаменателем, но вышло так, что Южная Европа "вытягивалась" по уровню ВВП на душу населения в основном за счет искусственных мер, отмечает руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Алексей Кузнецов. Отстающим странам необходимо выработать модель долгосрочного развития с расчетом на собственные силы, полагает он. Что тяжело, учитывая сложившуюся ситуацию в экономиках отдельных стран-членов.

Тем не менее, из кризиса виден выход, считают эксперты, и "общий прогресс" Евросоюза очевиден. Евросоюз способен меняться, отмечают экономисты, и ряд экономик ЕС достигли высочайшей конкурентоспособности на мировом уровне.

По мнению Ф.Зулига, ЕС необходимо ввести системы кризисного управления, а также создать условия, в рамках которых становится возможным преодолевать угрозы. "Евросоюзу нужен механизм, позволяющий управлять экономической составляющей, а не только денежно-кредитной", - полагает он. Кроме того, необходима четкая стратегия долгосрочного роста. Без нее, по мнению эксперта, "борьбу можно продолжать до бесконечности".

Правительствам стоит признать взаимозависимость, как бы это ни было тяжело, заключает он. Механизмы равновесия должны стать устойчивее, и речь не только о Евросоюзе, меры нужно принимать в рамках "большой двадцатки". "Если на реформы пойдет одна лишь Европа, это не будет столь же эффективно, как если бы об изменениях договорились на общемировом уровне", - полагает он.

Взаимозависимость сумасшедшая, соглашается Р.Гринберг, но и "национальный эгоизм" мощный. Внесения в фискальную политику государства изменений "сверху" означает ограничение его суверенитета, подчеркивает экономист. По его мнению, Евросоюз в своей интеграции созрел до экономического правительства, но реализовать идею будет сложно в силу политических причин. "Не светит" экономическое правительство и мировой экономике.

"Долгосрочно, мы увидим более серьезную систему регулирующего механизма, позволяющую увидеть риски", - отмечает Ф.Зулиг. Для появления мирового экономического правительства у стран не хватит политической воли, убежден он. "Мы реально движемся не к правительству, а к правилу единой системы действий", - считает О.Буторина, указывая в этой связи на такие аспекты финансовой жизни как аудит, деятельность рейтинговых агентств, контроль за банковской системой.

Гармонизация правил игры создает предсказуемость, отмечает, в свою очередь, А.Кузнецов, кстати, также не считающий возможным появление мирового экономического правительства. "Разные страны реализуют разные экономические стратегии, поскольку и цели у всех разные, - рассуждает он. – Есть набор сфер, где регулирование необходимо, поскольку без него существуют возможности спекулировать на разности в "правилах игры".

По общему мнению экономистов Европа выстоит в качестве "инноватора", но инновационной экономика ЕС должна быть в целом, а не только в рамках нескольких стран Евросоюза. Согласно стратегии развития Европы до 2020 года, в своей экономической политике будет делаться именно на инновации, и цель поставлена четко.

Правда, как признал Ф.Зулиг, у европейцев никогда не было проблем с целевым определением, зато всегда обнаруживались проблемы с реализацией намеченного – слишком много препятствий приходится преодолевать, поскольку всегда найдутся пострадавшие.

"Тонкий" момент подметила О.Буторина. "Существует некий крен в отношении к европейцам как к потребителям, а не как к гражданам", - отмечает она. – Нужно прививать населению любовь не только к ценностям, которые "дарит" Евросоюз – демократия и свободные рынки, но и ответственность за его будущее.

Обсудить
Рекомендуем