Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики определяет развитие электроэнергетики на длительную перспективу - до 15 лет, и содержит поименные перечни генерирующих и электросетевых объектов по энергосистемам в разрезе субъектов РФ с указанием сроков ввода энергообъектов и их параметров.
Осуществляемый Минэнерго мониторинг генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г показал необходимость ее корректировки вследствие наличия существенных расхождений между целевыми показателями действующей генеральной схемы и реальными планами энергетических компаний по развитию электроэнергетики.
Целью корректировки генеральной схемы является установление ориентиров для создания надежной, конкурентоспособной, эффективной и экологически чистой электроэнергетики с достижением целевых показателей Энергетической стратегии России до 2030 г в области электроэнергетики.
Для развития электроэнергетики в направлении заданных ориентиров необходимо решить следующие задачи:
- широкомасштабная модернизация российской электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень на базе разработки /лицензионного освоения/ и внедрения новых ключевых энергетических технологий /в газовой генерации - высокоэффективные ПГУ с КПД до 60 проц, в угольной генерации - переход на суперсверхкритические параметры с КПД до 46 проц/;
- повышение надежности, экономической и энергетической эффективности отрасли на основе оптимального сочетания крупных системообразующих генерирующих и электросетевых объектов и распределённых приближенных к потребителям энергоисточников средней и малой мощности на базе местных топливных и возобновляемых источников энергии;
- развитие и модернизация ЕЭС России на основе интеллектуальных электрических сетей переменного и постоянного тока, завершения интеграции Европейской, Сибирской и Дальневосточной объединенных энергосистем, совершенствования противоаварийного управления;
- снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.
Подготовлен долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, предусматривающий два варианта роста электропотребления до 2030 г: максимальный в объеме 1860 млрд кВт ч в год /среднегодовой темп прироста - 3,1 проц/ и базовый 1553 млрд кВт ч в год /темп прироста - 2,2 проц/.
Оптимизация структуры генерирующих мощностей и определение объёмов размещения различных типов генерации по объединенным энергосистемам в период до 2030 г выполнены для двух вариантов развития электропотребления исходя из предложений компаний и администраций субъектов РФ с учетом заключенных договоров о предоставлении мощности, намечаемого демонтажа низкоэффективного оборудования, балансовой необходимости в новой генерирующей мощности и эффективности новых вводов. В результате при корректировке генеральной схемы предложена рациональная структура, близкая к оптимальной, с учетом реальных возможностей энергокомпаний.
Суммарный рекомендуемый объем демонтажа генерирующих мощностей в период 2010-2030 гг составляет 67,7 млн кВт.
Суммарный объем вводов генерирующих мощностей АЭС, ГЭС и ГАЭС, ТЭС и электростанций на основе использования возобновляемых источников энергии /ВИЭ/, рекомендуемый к вводу в период 2010-030 гг, по России в целом в базовом варианте электропотребления составляет 173,4 млн кВт, в максимальном варианте - 228,5 млн кВт.
В скорректированной генеральной схеме приведены поименные перечни объектов электроэнергетики: существующие и предлагаемые к сооружению новые электростанции с установленной мощностью 500 тыс кВт и выше для ТЭС и мощностью 100 тыс кВт и выше для АЭС, ВИЭ, ГЭС и ГАЭС; существующие и предлагаемые к сооружению электросетевые объекты напряжением 330 кВ и выше, а также необходимые для выдачи мощности электростанций, мощность которых превышает 1000 тыс кВт.
В качестве механизмов реализации генеральной схемы предусматриваются:
- учет основных положений генеральной схемы при формировании схемы и программы развития ЕЭС России, инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний, программ субъектов РФ;
- формирование на основе генеральной схемы Федеральной схемы территориального планирования в электроэнергетике для своевременного резервирования площадок под строительство энергетических объектов;
- разработка и принятие программы модернизации электроэнергетики;
- стимулирование внедрения новых технологий;
- заключение договоров по принципу "take or pay" между генерирующими компаниями и крупными потребителями, предусматривающих финансовую ответственность за заявляемый прирост электропотребления и ввод объектов в сроки, предусмотренные в генеральной схеме;
- доработка правил оптового рынка в направлении повышения дифференциации между дневными и ночными ценами на электроэнергию, а также внедрение рынка системных услуг с целью обеспечения окупаемости ГАЭС, обязательности отбора на рынке электроэнергии ТЭЦ при работе в теплофикационном режиме с целью повышения экономической эффективности ТЭЦ и стимулирования развития когенерации, стимулирование вывода устаревшего оборудования из эксплуатации за счет допуска к работе на оптовом рынке только электростанций, оборудование которых застраховано.