Договор, внесенный на ратификацию президентом России Д.Медведевым, подписан в Минске 27 ноября 2009 г главами государств - членов таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. Договор подписан на неопределенный срок и вступает в силу в соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества /высшего органа таможенного союза/. Договор открыт для присоединения любого государства, которое станет членом таможенного союза.
Договор заключен в целях обеспечения правового таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза на основе принятия сторонами Таможенного кодекса таможенного союза /ТКТС/.
Договором определены основополагающие подходы, принципы и механизмы таможенного регулирования, которыми стороны намерены руководствоваться на пространстве таможенного союза. Споры между сторонами, связанные с толкованием и /или/ применением договора разрешаются путем проведения консультаций, переговоров и при необходимом содействии Комиссии таможенного союза. При неурегулированности такого спора в течение 6 месяцев со дня официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров любая из сторон вправе передать этот спор для рассмотрения в Суд ЕврАзЭС.
ТКТС устанавливает таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, что означает правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения данными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Основу таможенного законодательства составляют ТКТС, международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе. Таможенное законодательство действует в границах и пределах единой таможенной территории таможенного союза, которую составляют территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.
ТКТС устанавливается компетентность, права и обязанности наднациональных и национальных таможенных органов государств - членов таможенного союза, включая правоохранительную деятельность, а также права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности и других лиц таможенного регулирования: юридических и физических лиц, организаций, не являющихся юридическим лицом.
ТКТС предусматривается формирование единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения товаров, их таможенной стоимости, виды таможенных платежей и порядок их применения и взимания. ТКТС предусмотрено проведение таможенного контроля и экспертиз с возможностью оценки последствий и управления рисками взаимного оказания административной помощи таможенных органов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством государств - членов таможенного союза.
ТКТС определяются таможенные операции, статус товаров, таможенные процедуры и порядок их проведения и осуществления, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, их прибытием и убытием с таможенной территории, временным ввозом, хранением и вывозом, уничтожением и отказом в пользу государства. Достаточно детально оговариваются порядок таможенного декларирования товаров, помещения их под таможенную процедуру выпуска и переработки для внутреннего потребления, пеработки вне и на таможенной территории, таможенные процедуры экспорта, транзита, реимпорта и реэкспорта и беспошлинной торговли, таможенные процедуры таможенного склада.
ТКТС предписываются особый порядок таможенного регулирования и совершения таможенных операций в отношении припасов, товаров личного пользования, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и перемещаемых отдельными категориями иностранных граждан, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередач имеет свои особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования с установкой приборов учета конкретного вида товаров.
Также ТКТС устанавливается определенный порядок перемещения /временного ввоза и вывоза на таможенную территорию таможенного союза/ всех видов транспортных средств международных перевозок при осуществлении ими международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
ТКТС применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу, а по отношениям, возникшим до вступления его в силу, он применяется с учетом переходных положений. Переходные положения распространяются на лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц, перемещаемые товары, их статус, особенности таможенных процедур и операций в отношении транспортных средств, на правоотношения, возникшие в сфере недропользования и топливно-энергетического сектора.
Для реализации положений ТКТС по таможенному регулированию предусматриваются информационные ресурсы и технологии, а также процессы обмена информацией и актуализации базы данных.
Также Д.Медведев подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года", принятый Госдумой 21 мая 2010 г и одобренный Советом Федерации 26 мая.
Протокол, внесенный на ратификацию президентом России Дмитрием Медведевым, подписан 16 апреля 2010 г в г Москве. Подписание протокола было обусловлено необходимостью формирования правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления экономической интеграции между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.
Протоколом предусмотрено внесение изменений в 152 статьи Таможенного кодекса таможенного союза, направленных на:
- улучшение условий работы участников внешнеэкономической деятельности, в частности на снижение до 150 тыс евро суммы обеспечения, предоставляемого уполномоченным экономическим оператором, если такой оператор осуществляет деятельность по производству товаров и /или/ экспортирует товары и соответствует критериям, определенным Комиссией таможенного союза;
- установление возможности определения областей рисков, чувствительных для всех государств - членов таможенного союза;
- защиту рынка от недобросовестной конкуренции путем расширения перечня условно выпущенных товаров;
- упрощение экспорта товаров высокой степени переработки, в частности на сокращение до четырех часов срока выпуска товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза, а также на установление закрытого сокращенного перечня документов при таможенном декларировании таких товаров.
Кроме того, поправками предусматривается разработка проекта международного соглашения по вопросам противодействия легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и /или/ валютных ценностей, дорожных чеков.