В поддержку документа, законодательно закрепляющего внеблоковый статус Украины, проголосовали 253 депутата при необходимых 226, в частности, 171 - из Партии регионов, 27 - Компартии, 23 - Блока Юлии Тимошенко, 19 - Блока Литвина, 10 - НУНС, и три внефракционных депутата
Закон также предусматривает сохранение в перечне основных направлений государственной политики в сфере безопасности, стремление к вступлению в ЕС при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Россией и другими странами СНГ.
Для вступления в силу одобренный Радой законопроект должен быть принят во втором и окончательном чтениях и подписан президентом. Скорее всего, с дальнейшим прохождением этого документа через парламент проблем не будет.
Таким образом, В.Януковичу в течение первых ста дней своего президентства удалось радикальным образом изменить внешнеполитический вектор страны.
Прежние украинские власти заявляли о готовности добиваться вступления их страны в НАТО, однако сами страны-члены альянса дали понять Киеву, что Украина не готова к членству. На саммите альянса в 2008 году, напомним, Украине было отказано в ПДЧ, при этом противники ее присоединения к блоку ссылались на отсутствие значительной поддержки НАТО среди украинского населения.
При этом экс-президент Украины Виктор Ющенко с постоянством, близким к маниакальности, заявлял, что Украина – это Европа, а связи с Москвой приносят Киеву репутационные проблемы.
Отказ новых властей страны от интеграции в НАТО вызвал бурные протесты со стороны оппозиции, представители которой уверяют, что лишь членство в альянсе может гарантировать Украине сохранение суверенитета и территориальной целостности.
"Оранжевые" настаивали на референдуме по НАТО. Однако весной этого года, спустя пару месяцев после вступления В.Януковича в должность резидента страны, один из киевских судов объявил, что президенту нельзя объявлять общенародные референдумы по какому-либо вопросу, в том числе по вопросу о вступлении страны в НАТО. Свою позицию судьи объяснили пробелами в украинских законах, касающихся референдума. По мнению суда, до тех пор, пока пробелы не будут устранены, выносить вопрос на всенародное обсуждение в такой форме нельзя. В противном случае итоги референдума, как следует из решения суда, могут быть поставлены под сомнение.
Данное решение было принято по жалобе В.Ющенко, который оспаривал иск бывшего главы президентской администрации Виктора Медведчука. Последний обратился в суд в 2008 году, его иск касался подготовки референдума, посвященного вступлению Украины в НАТО и Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Напомним, что в поддержку проведения плебисцита по этим вопросам в 2006 году были собраны более четырех миллионов подписей. Однако руководство страны назначать референдум не стало. В итоге, рассмотрев иск В.Медведчука, Окружной административный суд Киева обязал президента все же назначить референдум.
В.Ющенко, тогда еще занимавший пост главы государства, это решение оспорил. Теперь, уже после отставки, он одержал победу. Апелляционный суд отменил решение прежней инстанции. Помимо прочего киевский суд в марте 2010 года руководствовался тем, что в законодательстве не определены сроки, на протяжении которых президент обязан издать указ о референдуме. Многие эксперты посчитали, что В.Янукович уподобляется своим предшественникам и также как они довольно вольно обращается с законами. Однако факт остается фактом – суд запретил проводить на Украине референдум по НАТО, по крайней мере, этот запрет будет действовать до тех пор, пока у власти в стране будет находиться В.Янукович.
Можно считать, что Верховная Рада, приняв закон о внеблоковом статусе Украины, сделала подарок В.Януковичу в канун важного для него политического события. В пятницу, 4 июня исполняется 100 дней президентства В. Януковича, которые показали, что команда нынешнего президента Украины удивила всех напором и стремительностью свершившихся изменений.
Накануне, 3 июня В.Янукович в концертном зале "Украина" произнес полуторачасовую речь, в которой анализ внутриполитической обстановки занял львиную долю времени. Однако "на закуску" В.Янукович представил видение своей командой внешнеполитического курса Украины. Такая компоновка речи президента вполне рациональна: за три с небольшим месяца разобраться в экономическом хаосе в стране, доставшегося нынешним властям в наследство от Юлии Тимошенко /экс-премьер Украины – прим ред/ невозможно. А вот внешнеполитические контуры команды В.Януковича за 100 дней проявились довольно четко.
За первые 100 дней президентства В.Януковича заметнее всего оказались перемены в международной политике. Эти изменения в СМИ оцениваются как полная смена геополитических приоритетов Украины. Киев совершил ошеломляющий геополитический пируэт, резкий разворот внешнеполитического курса на 180 градусов, в сторону Москвы – написали ряд американских изданий.
Сам же В. Янукович видит главный результат своей деятельности в том, что удалось "выйти из внешнеполитической изоляции и возобновить доверие к Украине как к ответственному и последовательному партнеру". Как считают его сторонники, это произошло благодаря тому, что новая международная политика базируется, прежде всего, на отстаивании экономических интересов страны в мире, внеблоковом статусе, многовекторности, поддержании баланса в отношениях с ЕС и Россией.
За это короткое время удалось восстановить утраченный при прежней власти уровень доверия в отношениях с Россией, для чего и надо было, как сказал В.Янукович, сделать "крутой поворот" в сторону Москвы. Эксперты тут же заговорили о том, что два государства переживают, образно говоря, "медовый месяц". Действовать пришлось решительно, если не сказать поспешно. В рамках так называемых Харьковских соглашений, на встрече президентов России и Украины стороны договорились об изменении цены на газ, напрямую увязав этот вопрос с продлением срока пребывания Черноморского флота России в Крыму ещё на 25 лет до 2042 года. Кроме того, Москва и Киев ускорили демаркацию и делимитацию границ, что является одним из условий введения безвизового режима с ЕС.
Кроме того, Россия и Украина заявили о планах тесного экономического сотрудничества в энергетике, ядерной и космической сферах, а также в химической и металлургической промышленности. Например, идут переговоры о завершении россиянами давно замершего строительства Хмельницкой АЭС, поставках топлива на наши АЭС по сниженным ценам, об обмене активами в судостроении, авиапроме.
Наконец, в своей речи по случаю 100 дней президентства В.Янукович заявил, что Украине необходимы иностранные инвестиции и тотальная приватизация. Как говорят эксперты, именно российский капитал будет "осваивать" эти направления.
Изменения в российско-украинских отношениях оказались настолько радикальными, что аналитики начали задаваться вопросом, как долго может продлиться эта "семейная идиллия" двух соседних стран? Наивно полагать, что экономическое сотрудничество и интеграция России и Украины будут лишены проблем. Но важно понимать, что российско-украинские отношения перестали носить политический характер. И законодательный отказ Украины от вступления в НАТО одно из веских тому доказательств.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, "то, что Украина не рассматривает вопрос о своем членстве в ОДКБ, понятно. Украина далеко от Таджикистана, проблемы в Средней Азии и на Северном Кавказе ее не затрагивают напрямую. Кстати, Лукашенко /Александр Лукашенко – президент Белоруссии – прим ред./ также не хочет в ОДКБ, заявляя, где Белоруссия и где Средняя Азия". "Что же касается последовательности Януковича в отказе страны от присоединения к НАТО, то это также прагматичное решение. Экономика Украины в плачевном состоянии, Янковичу срочно нужны деньги на ее восстановление. При этом денег ему, похоже, кроме России никто не даст. Россия считает, что у нее есть деньги для Украины. По крайней мере, российское руководство дает понять Украине, что мы готовы вкладывать средства в ее экономику. По большому счету, ни у кого, кроме нас, этих денег нет. Европе сейчас не до Украины, своих проблем достаточно", - рассуждает Ф.Лукьянов. При этом он не спешит заявлять о том, что в ходе приватизации на Украине российские компании получат все те активы, которые они наметили приобрести. "Никто на Украине открыто не ставит своей целью продать Украину России", - добавляет он. "Скорее всего, получить энергетические активы российскому бизнесу на Украине будет непросто. Тот же ЕС постарается помешать этому. Что касается ВПК, то вся логика показывает, что только российские компании могут заинтересоваться этими активами, но опять же ВПК – это политическая вещь, не все так просто. Однако сам факт того, что мы сейчас рассуждаем о том, каковы будут условия участия российского бизнеса в экономике Украины – данность. Полгода назад это было трудно представить", - заключает он.