По данным главы Объединенной судостроительной корпорации /ОСК/ Романа Троценко, в 2009 г отрасль продемонстрировала рост производства на 62 проц. Однако хорошие показатели связаны с тем, что в прошлом году были сданы несколько крупных судов. Мировой финансовый кризис отразился на кораблестроении, отдельным предприятиям из бюджета пришлось оказывать адресную помощь. Например, правительство РФ направило 1 млрд 600 млн руб на увеличение уставного капитала ОСК, эти средства были предназначены для финансового оздоровления Амурского судостроительного завода.
При этом Р.Троценко настроен оптимистично. "Объединенная судостроительная корпорация закончила 2009 год с прибылью 92 млн рублей. Это очень немного при нашем обороте 150 млрд, но гораздо лучше, чем 9 млрд убытков за 2008 год. Это первый год, который мы закончили с прибылью", - сообщал он ранее. "Первый антикризисный этап, самый сложный, завершен, и мы имеем сейчас непростую, но стабильную ситуацию, которая нам позволяет развиваться", - полагает глава ОСК. Впрочем, Р.Троценко признает, что предприятия отрасли загружены сейчас всего на 52 проц.
ОСК планирует в первую очередь увеличить производство гражданских судов, но и усиливать работу по государственному оборонному заказу. Сейчас в портфеле заказов ОСК 118 судов. Объем внешнеэкономической деятельности составляет 7,5 млрд долл. Например, в декабре были подписаны контракты с Вьетнамом и Кувейтом на сумму более 2,5 млрд долл, что даст загрузку Адмиралтейским верфям и Хабаровскому судостроительному заводу.
Россия на данный момент может успешно конкурировать с другими странами в производстве судов далеко не всех типов. Так, лидерство в строительстве крупных пассажирских судов удерживают Южная Корея, Китай и Япония. Ниша России - малое и среднее судостроение, платформы и военные корабли.
ОСК, министерства транспорта и промышленности разработали законопроект, направленный на развитие российского судоходства и судостроения. По словам Р.Троценко, документ "предусматривает создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы, что позволит выровнять условия хозяйствования с конкурентами в Китае, Корее". Р.Троценко напомнил, что именно через создание специализированных судостроительных зон развивали свое судостроение Япония, Южная Корея, Китай.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин убежден, что законопроект, вступив в силу, позволит улучшить ситуацию в отрасли и приведет к увеличению объема строительства гражданских судов в России. По его данным, потенциальные заказы по гражданским судам до 2020 г составят 2 тыс судов, денежный портфель - 1,5 трлн руб.