Статья

Экономический эффект литовского проекта газопровода в обход России не очевиден

Читать на сайте 1prime.ru

Напомним, что в свое время "Газпром" отверг строительство газопровода Amber через прибалтийские страны, а также сооружение второй ветки Ямал-Европа /по Белоруссии и Польше/ в пользу безтранзитного варианта по дну Балтики - Nord Stream.

В случае реализации проекта Литва сможет получать катарский газ со строящегося польского терминала сжиженного природного газа /СПГ/. А ведь еще весной этого года руководство Литвы заявляло о готовности привлечь "Газпром" к строительству терминала по производству сжиженного газа, а осенью прошлого года "Газпром" сообщил о готовности поставлять сжиженный природный газ на регазификационный терминал в Клайпеде, если тот будет построен. При этом в российском газовом концерне тогда заявляли, что в 2013 году "Газпром" запустит производство СПГ на Штокмановском месторождении, и этот газ может поставляться в Литву. Но эти планы были "перебиты" другим проектом.

Напомним, что год назад Польша объявила тендер на строительство СПГ терминала на Балтийском море. В частности, государственная компания Polskie LNG and Gaz System, которая будет управлять терминалом, планировала выбрать подрядчика к середине 2010 года. Строительство терминала планируется завершить в 2014 году. Первоначальная вместимость терминала составит 2,5 млрд кубометров газа, с возможностью удвоения или даже утроения объемов на более позднем этапе.

В июне прошлого года компания QatarGas подписала контракт на поставку на терминал около 1 млн тонн, или около 1,5 млрд кубометров сжиженного природного газа ежегодно.

Спрос на газ в Польше, по прогнозам, к 2015 году возрастет до 18 млрд кубометров в год. Но с учетом местного производства более чем 4 млрд кубометров в год, а также поставок с терминала и импорта через взаимосвязанные трубопроводы из Германии, доля российского газа в общем балансе будет снижаться.

Литва также пытается снизить свою зависимость от поставок топлива в страну "Газпромом". Единые задачи две страны стали реализовывать путем объединения своих газовых сетей. В апреле 2010 года Литва и Польша подали в Еврокомиссию заявку на строительство трубопровода Amber в рамках программы развития европейских энергетических сетей с просьбой оказать финансовое содействие по предпроектным разработкам. Предположительно, выделенная помощь составит 50 проц их стоимости. По подсчетам экспертов, проект "тянет" на 600 млн евро.

2 августа операторы газотранспортных систем Польши и Литвы Gaz System и Lietuvos Dujos подписали меморандум по строительству Amber. Данный документ, который будет передан в Еврокомиссию в первом квартале 2011 года, предусматривает проведение анализа целесообразности строительства Amber.

По словам коммерческого директора Lietuvos Dujos Иоахима Хоккертца "страны Балтии остаются энергетическим островом Евросоюза, соединение газовых сетей Литвы и Польши призвано изменить ситуацию". Сейчас весь используемый природный газ Литва, не имеющая смычки с сетями Евросоюза, импортирует из России. Похожая ситуация в Латвии и Эстонии.

Сейчас более 37 проц Lietuvos Dujos принадлежит российскому концерну. Среди прочих акционеров компании числятся немецкая E.ON Ruhrgas и правительство Литвы.

При этом страны Прибалтики платят за российский газ самые высокие цены на постсоветстком пространстве.

Газета "Коммерсант" пишет, что Эстония также разрабатывает законопроект о разделении национальной газовой компании Eesti Gaas, на 47 проц принадлежащей "Газпрому" и "Итере", на транспортную и торговую составляющую. При этом Эстония закупала топливо в России в первом квартале текущего года по 318,2 доллара за тысячу кубометров.

Как сказал ПРАЙМ-ТАСС аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, "в странах ЕС в последнее время активно проводится политика по строительству перемычек, соединяющих газотранспортные системы стран Евросоюза. Это следует рассматривать в рамках работы по повышению энергобезопасности в границах ЕС. Кроме того, реализуются проекты по реверсивным поставкам, но, правда, они не столь значительны. Поэтому вполне логично намерение Литвы и Польши построить вместе новый газопровод". "Понятно также, что для Финляндии и стран Прибалтики 100-процентная зависимость от поставок "Газпрома" не слишком комфортна, поэтому они и стремятся расширить набор поставщиков газа за счет других стран. В Польше, кстати, уже давно анонсирован проект о поставках газа в страну из Дании, а также Норвегии. Однако проекты эти не продвигаются, так как и норвежский, и датский газ довольно дорогой. Кстати, пока не понятно, выигрышный ли по ценам проект строительства польского терминала СПГ. Скорее всего, закупаться газ у Катара будет не по спотовым ценам, а согласно долгосрочному контракту, что делает газ этот дорогим. Кроме того, нужно дождаться начала реализации этого проекта, ведь ждать еще 4 года. Наконец, я не уверен, что строительство самого терминала собственно началось", - говорит В.Нестеров.

"Кроме того, не все понятно с транспортировкой сжиженного газа. Балтийские проливы, во-первых, сильно загружены. Само море довольно мелкое для крупнотоннажных метановозов. Нужно реализовывать проекты по углублению причалов, что также стоит недешево. Поэтому Прибалтийские страны, скорее, хотят не полностью отказаться от поставок "Газпрома", а лишь диверсифицировать их. Причем речь идет о небольших объемах", - рассуждает он.

"В 2009 году "Газпром" поставил в Литву, Латвию и Эстонию 4,7 млрд кубометров топлива. Из них в Литву – 2,77 млрд кубометров, в Латвию – 1,19 млрд кубометров и в Эстонию – 0,77 млрд кубометров. Если брать в расчет введение в строй терминала СПГ "Свиноустье", то речь может идти о том, что "на стороне" Прибалтийские страны могут брать порядка 1,5 млрд кубометров топлива, это где-то треть от нынешнего объема поставок "Газпрома" в эти страны. Не исключено, что "Газпром" может предпринять попытку скорректировать цены, причем не стоит недооценивать возможностей "Газпрома", который при необходимости может предложить Прибалтийским странам более конкурентные условия", - отмечает В.Нестеров.

"Я бы не спешил говорить об экономической целесообразности проектов по строительству трубопровода между Польшей и Литвой в обход России, она не очевидна, по крайней мере, сейчас", - заключил он.

Обсудить
Рекомендуем