Для инвесторов нет мелочей

Читать на сайте 1prime.ru

Автор: Анастасия Савиных

Дата: 17.06.2010

Глава департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергей Беляков: Для инвесторов нет мелочей Вплотную занявшись переводом национальной экономики на инновационные рельсы, в России сразу поняли: чтобы иностранные мозги и деньги потекли к нам, нужно поработать над имиджем. И не только. О том, как мы создаем дружелюбную среду для иностранных инвесторов, корреспонденту "Известий" Анастасии Савиных рассказал глава департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Сергей Беляков.

Известия: Сергей Юрьевич, почему тема иностранных инвестиций так важна? Сергей Беляков: Сегодня один из главных приоритетов в деятельности правительства - улучшение инвестиционного климата. Именно иностранные инвестиции один из главных инструментов решения стоящих перед нашей экономикой задач: перехода к инновационной экономике и модернизации. Ни одна, даже самая развитая экономика мира не способна развиваться без привлечения иностранного капитала. Особенно когда необходимо совершить масштабные преобразования. Мировой опыт - тому свидетельство. И выход из кризиса германской экономики в послевоенный период, и трансформация экономик азиатских стран из отсталых в передовые, те, которые сейчас называют "азиатскими тиграми", были бы невозможны без привлечения иностранных инвестиций. И: В последние перед кризисом годы темпы инвестиций в экономику впечатляли. Их было недостаточно для решения задач модернизации. И каковы причины? Беляков: В предкризисные годы мы действительно наблюдали масштабный приток иностранных инвестиций в страну. И в какой-то степени были заворожены цифрами. Судите сами: чистый прирост инвестиций в 2004 г. - 36,7 млрд долл. США, в 2005 г. - 53,4, в 2006 г. - 68,2, в 2007 г. -207,9, в 2008 г. - 92,2. И это только непосредственно прирост. Однако в структуре инвестиций преобладали так называемые прочие, а не прямые инвестиции. А объем прямых инвестиций, если смотреть не на абсолютные цифры, а на соотношение объема к ВВП, составлял около 20%. В то время как для решения задачи перевооружения экономики необходимо повысить этот показатель минимум до 30%. Значит, условия привлечения капитала в страну недостаточно благоприятны. Состояние инвестиционного климата неудовлетворительно.

И: Как правительство намерено с этим бороться?

Беляков: Минэкономразвития (МЭР) совместно с представителями иностранных и российских бизнес-ассоциаций проанализировало сложившуюся ситуацию. Для постановки правильного диагноза и определения ключевых направлений по улучшению ситуации важно было сделать это вместе с бизнесом. Вместе мы определили приоритетные направления, по которым необходимо двигаться.

И: Расскажите подробнее о плане мероприятий.

Беляков: Мы выделили ряд ключевых, наиболее чувствительных для инвесторов направлений деятельности. Первое - это улучшение миграционного режима для высококвалифицированных иностранных работников. При реализации инвестпроектов иностранные компании вынуждены привлекать иностранных работников, обладающих квалификацией, которой пока нет у российских специалистов. Это связано с используемыми новыми технологиями и необходимостью привлекать для реализации проекта, особенно на начальной стадии, иностранный менеджмент. А если иностранцам приходится долго оформлять разрешения на работу, визы, то это тормозит проект. И если инвестор заранее знает, что проблемы будут, он может просто принять решение не в пользу России. Для решения этой проблемы МЭР совместно с ФМС подготовил поправки в миграционное законодательство. 19 мая президент подписал соответствующий закон, который существенно упростил порядок привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

И: Инвесторы жалуются, что в России можно годами ждать всевозможных разрешений при строительстве новых объектов. Приходится либо отказываться от проекта, либо строить, не дожидаясь разрешения. Это ведь катастрофа.

Беляков: Мы работаем над сокращением административных барьеров при реализации инвестпроектов. Сегодня инвестор, решивший построить новое предприятие, на реализацию проекта действительно вынужден тратить от трех до пяти лет. Связано это с длительностью госэкспертизы, сложностью разрешительных процедур и противоречиями в градостроительном законодательстве. МЭРом подготовлен комплекс мер, предусматривающих возможность получения разрешения на строительство на основании заключения негосударственной экспертизы, сокращение сроков экспертизы с 90 до 60 дней и признание стандартов ЕС при реализации типовых проектов. И что особенно важно: сейчас ряд регионов уже на своем уровне максимально оперативно решает вопросы инвесторов при реализации ими новых проектов. Это Калуга, Краснодар, Татарстан. Мы будем тиражировать такие практики. А для стимулирования регионов, где ситуация для инвесторов неблагоприятная, предлагаем применять меры воздействия, вплоть до увязывания выделения трансфертов из федерального бюджета с мерами, которые регион предпринимает для стимулирования инвестиционной активности у себя. Кроме того, мы много внимания уделяем упрощению подключения к сетям. Предложения в этой части касаются более жесткой регламентации договоров присоединения и исключения незаконных требований (особенно в части дополнительной платы) со стороны сетевых компаний и естественных монополий.

И: Пожалуй, одна из самых сложных проблем - таможенное администрирование. Что вы собираетесь предпринять в этом направлении?

Беляков: Россия сегодня проигрывает конкуренцию по комфортности условий и скорости таможенного оформления не только странам ЕС, но и нашим ближайшим соседям и партнерам по Таможенному союзу - Белоруссии и Казахстану. Огромный объем требуемой на таможне документации (в бумажном виде), сроки оформления и абсолютная непрозрачность этих процедур превратили процесс таможенного оформления грузов в ад для инвесторов. Уже принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь на национальном уровне необходимо принять соответствующие регламенты. Цель: сократить сроки оформления грузов до нескольких часов вместо нескольких дней, расширить практику подачи деклараций в электронном виде, исключив необходимость дублировать их на бумаге, минимизировать контакты перевозчиков с сотрудниками таможенных органов, сократить число различных инструкций, которыми руководствуются таможенники и которые зачастую неизвестны инвесторам.

И: Хорошо, а что у нас с налоговыми льготами?

Беляков: Поскольку налоговая нагрузка в России находится сейчас на достаточно низком уровне - около 30% ВВП, потенциал ее дальнейшего снижения практически отсутствует. Особенно с учетом необходимости исполнять социальные обязательства. Однако мы не только можем, но и должны использовать возможности налоговой политики для стимулирования приоритетных направлений развития экономики. МЭР подготовил ряд предложений в этом направлении. Для инноваторов, например, предлагается ввести специальный режим предусматривающий отмену налога на прибыль, налога на землю и имущество, и установить льготные ставки страховых платежей. Также предлагается освободить от налогообложения энергоэффективное оборудование, освобождение от налогообложения доходов от реализации ценных бумаг. Для развития рынка образовательных и медицинских услуг предлагается освободить организации, оказывающие соответствующие услуги (причем все), от налога на прибыль. Часть этих предложений уже одобрена в рамках Основных направлений налоговой политики на 2010 год и период до 2012 года. Кроме того, в МЭРе подготовлен план мероприятий по упрощению процедур уплаты налогов физическими и юридическими лицами. Суть предложений сводится к увеличению электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов и сокращению издержек, связанных с процедурой уплаты налогов. План уже согласован с ФНС России и обсуждается с Минфином России.

И: А права иностранных инвесторов как-то защищены?

Беляков: Это крайне важное направление нашей работы. Даже самое совершенное законодательство не способно исключить проблем, связанных с правоприменением. Мы в постоянном режиме работаем с соответствующими обращениями конкретных компаний, выполняя по сути функцию "одного окна". И у нас уже есть позитивный опыт в этом направлении - многие проблемы нам удалось оперативно решить, взаимодействуя с другими органами исполнительной власти и местными администрациями. В результате мы меняем отношение к инвестору, нацеливаем чиновников не столько решать проблемы, сколько содействовать бизнесу так, чтобы этих проблем не возникало. В качестве дополнительных механизмов отмечу новый формат Консультативного совета по иностранным инвестициям, который с этого года сориентирован на решение проблем не только членов совета, но и любых иностранных компаний.

И: Но, несмотря ни на что. у нас есть немало историй успеха. Значит ли это, что инвесторы позитивно воспринимают бренд "Россия"? Беляков: Может показаться, что системная работа по улучшению инвестиционного имиджа России за рубежом - второстепенная задача, но это не так. Мы выявили интересный факт: инвесторы, которые уже работают в России, гораздо позитивнее оценивают существующие условия, чем те, кто только рассматривает возможность выхода на российский рынок. Это значит, что информация, которой они руководствуются, не в полной мере соответствует действительности. И наша задача - изменить восприятие России иностранными гражданами, сделать его адекватным истинному положению дел в соответствии с методами по улучшению их. Это способно дать необходимый эффект. Действительно, у нас есть истории успеха крупнейших иностранных компаний, и эти истории надо тиражировать. А другим направлением в этой сфере должно стать разъяснение действий российского правительства и постоянный диалог с инвестиционным сообществом, обеспечивающий обратную связь и возможность быстрого реагирования на ожидания инвесторов.

И: И последнее - достаточно ли этих мер, и каких результатов вы ждете?

Беляков: Все это должно привести к созданию комфортных условий пребывания в нашей стране. Это касается самых простых бытовых вопросов, которые мы иногда, к сожалению, обходим вниманием, а между тем именно они вызывают столь негативную реакцию со стороны инвесторов. Например, условия обслуживания в аэропортах, очереди на пунктах паспортного контроля, отсутствие дружелюбности обслуживающего персонала и сотрудников ведомств, дорогие такси и гостиницы. Мы должны быть нацелены на исключение проблем и неудобств для граждан, а если они возникают, оперативно их решать. От этого выиграют все, и в первую очередь российские граждане.

Обсудить
Рекомендуем