В нынешнем сезоне для борьбы с наледью в Москве будут использованы в основном жидкие вещества – 200-250 тыс тонн. Кроме того, этой зимой планируется использовать 100 тыс тонн твердых материалов и 70 тысяч тонн щебня.
Ситуация в столице серьезно отличается от ситуации в России - в Москве с 2005 года применяют в качестве жидкого реагента 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного /ХКМ/, менее вредного для окружающей среды. А по России в 90 проц случаев применяется натрий хлор, - рассказывает заведующий центральной лабораторией РосдорНИИ Юрий Розов. Учитывая тот факт, что вещество вредит зеленым насаждениям, а также угрожает бетонным сооружениям, не прекращаются попытки модифицировать способ борьбы с гололедом.
"В России уже начали выпускать такие препараты как "Бионорд", или "Биодор" – реагент формиатной группы, разлагающийся после применения", - рассказывает Ю.Розов.
В рамках видео-моста о том, как борются с гололедом в другом крупном российском городе – Санкт-Петербурге рассказал председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Андрей Подобед. "В "северной столице" применяют реагенты, поскольку без них справиться со скользкостью невозможно", - сказал он. В 90 проц случаев, как и по России, в городе применяют хлорид натрия, то есть техническую соль. В 2010 году вводится в эксплуатацию препарат "Бионорд", уменьшающий пагубное воздействие на окружающую среду.
В целом снижения пагубного воздействия можно добиться с помощью нескольких мер, рассуждает эксперт. Во-первых, необходимо более точечно использовать реагент, сокращая площади его нанесения. "Нужно свести к минимуму попадание вещества на зеленые насаждения, - рассказывает А.Подобед. – Санкт-Петербург уже завершает закупку соответствующей техники. В городе также проводится практика обустройства технологичных тротуаров, препятствующих попаданию солевых растворов в грунт.
Конечно, продолжаются попытки опробовать новые материалы – соли кальция и магния с добавлением биофильных элементов, эффективных при более низких температурах. "Бионорд" растапливает наледь при температуре ниже 25- 30 градусов", - отметил эксперт. Пескосоляная смесь работает при более низких температурах, указал он, уточнив, что количество этого вида антигололедного покрытия будет снижаться.
Насколько вредны эти покрытия для человека – вопрос, не оставляющий нас в покое с момента появления реагентов на улицах. Так ли они вредны? По крайней мере, смывать "зимнюю одежду" с улиц стоит весьма тщательно, говорят эксперты.
"Да, реагенты агрессивны по отношению к окружающей среде и человеку, в частности, - свидетельствует главный токсиколог Санкт-Петербурга Георгий Ливанов. – Весной, в период массового таяния снега, на мостовых остаются реагенты, и если не подвергнуть улицы тщательной мойке, вещества превращаются в пыль. Люди вынуждены дышать этим, что может вызвать аллергию и заболевания дыхательных путей". С другой стороны, применение реагентов строго нормировано, а местами и вовсе запрещено. Не так давно С.Собянин подписал постановление, согласно которому противогололёдными реагентами запрещено посыпать дворы жилых домов, пешеходные зоны, остановки и дорожки озеленённых территорий.
Что касается технической соли, столь популярной как в России, так и за рубежом, то и с ней не все просто. Соль на дорогах - также вредна для человека, ведь попадая на слизистую, также может вызвать заболевания, указывает Е.Ливанов. "Рассчитывать на весенний дождик – неправильно", - отмечает он.
С другой стороны, как подчеркивает А.Подобед, по показателям эффективности, экономичности и экологичности, соль – на первом месте среди других антигололедных покрытий. "Бионорд" и аналоги в 5 раз дороже, - поясняет он. Зима закончится и 500 млн руб, потраченных на борьбу с наледью, утекут в канализацию Санкт-Петербурга".
Ничего более эффективного, чем соль, в настоящий момент не существует, убежден председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. А засоленность почвы можно упразднить хотя бы ее промыванием, указывает он.
"Как удалять другие реагенты из почвы я не знаю", - разводит руками А.Подобед.
В любом случае, 90 проц всех вредных веществ уходит в канализацию в виде талого снега, подчеркивает он.
"Когда в 2001 году московские дорожники переходили на натрий-хлор, город буквально тонул", - рассказывает Ю.Розов. – Нужны четкие нормы, контроль, и квалифицированные кадры. Конечно, "дозу" нужно снижать и работать в предупредительном режиме. В этой связи помочь дорожникам должны синоптики, заблаговременно предупреждающие об осадках и заморозках".
Соглашается и А.Подобед. В "северной столице" прорабатывают возможность установки датчиков метеорологического контроля, которые можно будет комбинированно использовать с техникой по высокоточному распылению реагентов. Такие установки, прежде всего, должны появиться на набережных и путепроводах. "Как вариант, часть тротуаров наиболее посещаемых зон можно будет делать с подогревом, - рассказывает он. – И растаявший снег благополучно стечет в канализацию".
А ранее, эту же самую канализацию забивал песок, который использовался в виде антигололедного покрытия, но не представлял опасности для обуви и одежды. "Почему мы пытаемся растопить снег? Все легко объясняется, - говорит А.Подобед. – Достаточно подсчитать в какую сумму обойдется вывоз снега с городских улиц и сравнить эту сумму с затратами на реагенты. Кроме того, такие объемы снега просто некуда вывозить, и мы вынуждены его растапливать, пояснил эксперт.