Статья

Рост цен на дизтопливо отражает "кривизну" рынка нефтепродуктов в России

Читать на сайте 1prime.ru

"Я считаю, что есть предмет дела, бесспорный", – заявил глава ФАС Игорь Артемьев на "правительственном часе" в Госдуме, где, в частности, обсуждался стремительный рост цен на дизельное топливо.

Чиновник признал, что "у ряда министерств иное мнение" и окончательное решение о возбуждении антимонопольного дела ФАС примет в конце следующей недели. По словам И.Артемьева, антимонопольная служба пока не завершила анализ ситуации на рынке моторного топлива, и хочет, чтобы решение было "более аргументированным, так как его нужно будет доказывать в суде".

В помощь ФАС, как говорится, как официальная статистика по росту стоимости дизеля и бензина, так и мониторинг цен на моторное топливо в 2011 году независимых экспертов.

Цены на автомобильный бензин в период с 18 по 24 января согласно данным Федеральной службы статистики /Росстат/ выросли на 1,3 проц, а на дизельное топливо - на 1,6 проц.

По данным аналитического центра "Кортес", только за третью неделю января дизель подорожал на 44 копейки и теперь стоит дороже бензина марки Аи-92 во всех регионах России, кроме Южного ФО. С начала года оптовая цена зимнего дизеля выросла на 10 проц /средняя цена за тонну – 28, 8 тыс руб/. Бензин марки АИ-95 подорожал лишь на 2 проц, до 27 тыс руб за тонну, отмечают в "Кортесе".

В середине ноября 2010 года, по данным Московской топливной ассоциации /МТА/, литр дизельного топлива стоил 22,27 руб, а в конце декабря – уже 24,67 руб.

Президент МТА Евгений Аркуша сетует на скачок оптовых цен на дизтопливо и отмечает, что "розница всегда следует за оптом, а оптовые цены на дизель растут огромными темпами, значительно опережая другие виды топлива. Маржинальная доходность розничной торговли дизелем составляет лишь 3-4 проц, в то время как тот же показатель по бензинам около 20 проц".

Отмечается также, что на оптовом спотовом рынке зимнее дизтопливо уже дороже бензина АИ-95: 28,9 тыс руб и 27,5 тыс руб за тонну соответственно.

О проблемах с дизтопливом ФАС начала говорить еще в конце 2010 года – тогда И.Артемьев отмечал, что компании сократили выпуск топлива, и цены из-за этого начали резко расти. "Есть подозрение в злоупотреблении, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением", – заявил тогда глава ФАС.

Ведомство уже тогда обратило внимание на биржевые торги, и не только по дизельному топливу. "Вызывает удивление опережающий рост цен на топливо на российских биржевых площадках по сравнению с динамикой мировых цен", – отмечал тогда И.Артемьев, добавив, что ФАС обратилась к Федеральной службе по финансовым рынкам /ФСФР/ с просьбой провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри России.

По мнению экспертов, рост цен на дизтопливо обусловлен изменением политики работы российских нефтеперерабатывающих заводов - из-за более выгодных экспортных пошлин на темные нефтепродукты предприятия сократили выпуск светлых нефтепродуктов и создали искусственный дефицит на рынке.

Из-за холодной зимы дизельное топливо востребовано в Европе, поэтому на внутреннем рынке, особенно в рознице, наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, объясняют в "Кортесе". Там также напоминают, что есть и другие причины подорожания моторного топлива - это рост цен на нефть, увеличение с 1 января 2011 года акцизов на нефтепродукты, а также "особенности" биржевой торговли в России нефтепродуктами.

В частности, исполнительный директор "Кортеса" Павел Строков связывает рост стоимости зимнего дизтоплива с "рыночной конъюнктурой". "Отражением этой конъюнктуры является биржевая торговля, а на бирже с начала года средняя стоимость тонны дизеля выросла на 15 проц, – говорит эксперт. – Сейчас по дизельному топливу прослеживается ярко выраженный "рынок продавца", то есть нефтяных компаний".

Процесс продолжается, скептичен эксперт. "Покупатель готов платить высокую цену, – поясняет П.Строков. – Нефтяные компании продают топливо собственным сбытовым "дочкам", и для свободного рынка топлива остается достаточно малое количество". По мнению П.Строкова, ситуация с дизтопливом изменится только после вмешательства ФАС.

Нефтяники спешат представить ФАС свои аргументы в пользу рыночного характера роста цен на дизтопливо и обещают, что скачок цен на то же зимнее дизтопливо – явление временное.

"ФАС всегда говорила, что биржевая торговля топливом послужит индикатором справедливых цен, но в декабре на Санкт-Петербургской бирже сложилась уникальная ситуация – цена тонны дизеля подскакивала до 30 000 руб, это абсолютный исторический максимум, – рассказывают в "ЛУКОЙЛе". – На наших заводах отпускная цена примерно на 2000 руб ниже".

Представитель "ЛУКОЙЛа" связывает рост цен, с тем, что в конце 2010 года на рынке сложился дефицит "зимнего дизеля" /дизельное топливо, содержащее значительную долю авиационного керосина, предохраняющего от замерзания/. "В преддверии введения новых акцизов некоторые игроки рынка начали придерживать дизель, а некоторые – даже скупать, с тем, чтобы в новом году продать топливо дороже", – поясняли в компании. – Кроме того, технология производства зимнего дизеля не позволяет выпускать в тех же объемах, что и летний, что также сыграло свою роль в создании дефицита".

Соображения компании по поводу ценообразования на дизель были изложены "ЛУКОЙЛом" ФАС. "Мы считаем, что нынешняя ситуация с ценами на дизель – временное явление, и к весне положение стабилизируется", – говорят в компании.

Из всех этих сложных объяснений обывателю, рядовому автомобилисту, в частности, ясно лишь одно, что цены на моторное топливо в ближайшие месяцы будут неуклонно расти, вопрос лишь в том, насколько резкой будет динамика роста этих цен.

Согласно официальному отчету Росстата, потребительские цены на бензин в 2010 году выросли на 6,5 проц. На 8,1 проц – увеличилась стоимость Аи-95: с 23,45 рубля за литр в январе до 25,36 руб за литр к концу 2010 года. Сильнее всего в 2010 году выросла средняя цена дизельного топлива – на 23 проц: в январе 2010 года его стоимость составляла всего 18,46 руб за литр, а в декабре 2010 года уже 22,70 рубля за литр.

При этом эксперты отмечают, что более быстрыми темпами будут расти цены на низкооктановые марки бензина.

Напомним, что Министерство энергетики в очередной раз перенесло дату полного прекращения производства бензина с октановым числом 92.

Как ранее сообщала пресс-служба Минэнерго, в министерстве уже подготовлены изменения в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Согласно этим поправкам, производство и потребление бензина Аи-92 будет продлено до 2015 года. Однако использование ряда присадок, повышающих октановое число топлива, будет ограничено, а в топливах экологического класса "Евро-5" – полностью запрещено.

"Изменения подготовлены Минэнерго исходя из сложившейся ситуации в отрасли и составлены с учетом замечаний нефтяных компаний, а также обращений граждан", – говорится в официальном сообщении ведомства. Отныне запрет на выпуск бензина второго класса начинает действовать с 1 января 2011 года. К началу 2012 года должно быть прекращено производство и продажа бензина марки Аи-80 и наиболее популярной у отечественных автовладельцев Аи-92.

По прогнозам экспертов, уже к маю бензин может подорожать примерно на 10 проц - до 28 руб за литр, а к концу года мы приблизимся к цене, приблизительно равной уровню нынешнего доллара /около 30 руб/", - сказал П.Строков.

. "Странно говорить о снижении цены бензина, когда налоговая составляющая в ней достигает 60 проц", - отмечает он.

По словам руководителя "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, в 2011 году платежи компании по налогам и сборам вырастут примерно на 26 проц, и эти средства придется компенсировать. "Есть только два источника: снижение издержек и поднятие цены", - заявил он.

Повышение цен на бензин, которое наблюдается сейчас на топливном рынке, - не последнее, считает Е.Аркуша. "Мы будем наблюдать это из года в год. Факторы, которые влияют на это - инфляция и увеличение налоговой нагрузки", - отметил он, напомнив, что с 2004 года бензин дорожает вместе с общим ростом потребительских цен. В свою очередь лидер движения автомобилистов России "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков среди основных причин повышения стоимости цен видит ошибки государства в таможенно-тарифной политике, низкие возможности российских НПЗ и монополизм на рынке.

Между тем для многих россиян, владеющих машинами, 30 руб за литр бензина - некий психологически важный рубеж. Согласно опросам, 25 проц автовладельцев готовы отказаться от эксплуатации личного автотранспорта в случае, если цена на бензин превысит 30 руб за литр. Еще 15 проц поставят машину на прикол при цене бензина выше 40 руб, а 5 проц респондентов заявили, что уже сделали это, считая сегодняшние цены на АЗС чрезмерно высокими.

Обсудить
Рекомендуем