Трехдневный визит в Москву человека номер два в американской администрации – вице-президента США Джозефа Байдена - вполне предсказуем с точки зрения его мотивировочной части: Москва и Вашингтон продолжают работать в режиме "перезагрузки" отношений. Но наблюдатели в любых контактах России и США на высшем политическом уровне всякий раз пытаются найти ответы на довольно конкретные вопросы. Например, когда стороны согласуют позиции по системе противоракетной обороны /ПРО/ и оформят соответствующие договоренности в виде какого-то документа, готовы ли США содействовать более скорому присоединению России к Всемирной торговой организации /ВТО/.
При этом сам Дж.Байден напомнил, что для них с президентом США Бараком Обамой перезагрузка отношений с Россией - "один из высших приоритетов". По его словам, глава Белого дома поручил ему "съездить в Москву для дальнейшего продвижения" вперед этого процесса. "Предполагаю обсудить с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным те многочисленные сферы, в которых Россия и Соединенные Штаты тесно сотрудничают, включая, в частности, контроль над вооружениями и нераспространение, ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также европейскую безопасность", - указал американский политик.
Особое внимание он намерен уделить экономическим связям России и США. "В условиях оздоровления мировой экономики после болезненного кризиса нам необходимо изучить пути к тому, чтобы полностью задействовать потенциал наших отношений, генерировать больше торговли и инвестиций", - сказал Дж.Байден, выразив уверенность, что "это пойдет на пользу и россиянам, и американцам". Поэтому программа визита включает дискуссию за круглым столом с лидерами бизнеса США и России, а также посещение Сколково.
На вопрос о том, что, по его мнению, в процессе перезагрузки нуждается в улучшении, Дж.Байден предпочел ответить в позитивном ключе. Он перечислил целый ряд известных успехов и достижений - от нового договора по СНВ и соглашения по "мирному атому" до взаимодействия по Ирану, Афганистану и КНДР. В этом же ряду он упомянул и перспективу совместного "укрепления безопасности в Европе", и "реальный прогресс в экономических отношениях" России и США.
Как правило, в Белом доме подобные перечни сопровождаются оговорками о том, что Вашингтон и Москва "не всегда будут во всем согласны" друг с другом. Повторил эту фразу и Дж.Байден, сославшись в качестве примера на "разногласия по территориальным границам Грузии".
Стоит отметить, что сегодня в швейцарском городе Берн начинаются грузино-российские переговоры о вступлении РФ в ВТО. Как заявляют в МИД Грузии, инициатором начала переговоров выступила Россия. При этом в Тбилиси подчеркивают, что Грузия
согласится со вступлением России в ВТО после легализации пограничных таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии. Как отмечают эксперты, нельзя исключать того, что Грузия может дать согласие на членство России в ВТО, если об этом попросят американцы.
Белый дом исходит из того, что у России есть шансы завершить процесс присоединения ко Всемирной торговой организации /ВТО/ в текущем году, но считают, что для этого ей еще "придется поработать", считает Дж. Байден. Напомнив, что задача вступления в ВТО в 2011 г была выдвинута самой Россией, американский политик сказал: "Мы поддерживаем эти усилия". Но, "конечно, США - лишь одна из 153 стран-членов ВТО, с которыми Россия должна договориться для присоединения к организации", добавил он.
"Если российское правительство проявит такую же решимость и целеустремленность, как на наших переговорах, - продолжал Дж.Байден, имея в виду двусторонние американо-российские переговоры на эту тему, которые практически завершены, - то я не сомневаюсь, что оно добьется вступления в ВТО в срок. "
В середине января директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков не стал конкретизировать сроки присоединения России к ВТО, отметив лишь, что Россия завершит соответствующие переговоры не раньше апреля .
"Все хотят продавать мясо России, а мы хотим его производить" - так тогда М.Медведков обозначил одну из ключевых тем полемики наших экспертов со специалистами Всемирной торговой организации, заметив при этом, что все спорные вопросы по мясу птицы уже решены со всеми странами по отдельности, в том числе и с США, но в рамках ВТО договоренностей пока нет.
Отметим также, что в полной мере воспользоваться преимуществами от вступления России в ВТО США смогут лишь в случае отмены печально известной поправки Джексона-Вэника, которая со времен "холодной войны" увязывала вопросы внешней торговли со свободой эмиграции из СССР. Для этого требуется согласие конгресса США.
Пока же, судя по всему, у демократа Б.Обамы нет достойной темы для торга с республиканцами из конгресса для отмены поправки Джексона-Вэника.
При этом эксперты считают, что решение США все-таки разместить в Польше элементы ПРО является своего рода выполнением обещания, данного президентом США сенаторам-республиканцам в обмен на их согласие не препятствовать российско-американским договоренностям по стратегическим наступательным вооружениям /СНВ-3/.
Напомним, США и Польша договорились о размещении на территории последней американских зенитно-ракетных комплексов Patriot в октябре 2009 года. Ранее, в сентябре, президент США Барак Обама объявил об отказе от планов прежней администрации развернуть в Восточной Европе третий позиционный район противоракетной обороны - десять ракет-перехватчиков в Польше и радиолокационную станцию в Чехии. Обама выбрал "более эффективный и экономичный проект" и предложил разместить на польской территории командные пункты с зенитными ракетами SM-3 и комплексы Patriot.
Если бы, помимо вступления России в ВТО, в российско-американских отношениях был только один вопрос, который можно было бы уладить до конца нынешнего года, то, по словам Дж.Байдена он выбрал бы для такой договоренности тему ПРО. В свою очередь, специальный помощник президента США Майкл Макфол надеется, что уже в этом году можно достичь соглашения по этому вопросу. "Мы считаем, что без сотрудничества в области противоракетной обороны нам будет сложно перейти к другим переговорам по дальнейшему сокращению стратегических и нестратегических ядерных вооружений».
Ранее сообщалось, что США не считают возможным создание общего противоракетного «щита» России и НАТО, но выступают за налаживание сотрудничества в этой области между раздельными системами двух сторон.
Между тем, помощник заместителя министра обороны США по политическим вопросам Джеймс Миллер подтвердил, что США не исключают возможности передачи России данных со своих и принадлежащих союзникам Вашингтона по НАТО систем раннего предупреждения о ракетном нападении. Согласно прогнозу Дж. Миллера, процесс обеспечения российско-американского взаимодействия на этом направлении займет продолжительное время. Сейчас «с обеих стороны очевидны устойчивое внимание и взаимное намерение сотрудничать» применительно к проблематике ПРО, заверил он. По словам Дж.Миллера, в таких условиях администрация Б. Обамы считает, что «значимое сотрудничество /в области ПРО/, которое способно укрепить безопасность США, их партнеров по НАТО и России, - возможно».
Ожидается, что президенты двух стран Д. Медведев и Б. Обама встретятся в конце мая во французском Довиле во время саммита «восьмерки». Ранее отмечалось, что Дж. Байден посетит Россию, чтобы подготовить официальный визит Б. Обамы в Москву.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, он довольно скептически относится к тому, что к концу текущего года США и Россия утрясут разногласия по ПРО. "Американцы предлагают нашу систему ПРО присоединить к создаваемой в Европе системе противоракетной обороны, что предполагает подчинение нашей системы к единому командному пункту. В свою очередь, в Москве при этом настаивают на так называемом принципе "двух ключей". Как найти компромисс при таких позициях, я пока не знаю", - говорит он.
С другой стороны, продолжает Е.Минченко, "сегодня важность темы ПРО актуализировалась в связи с событиями на Ближнем Востоке. Ведь изначально американцы говорили, что ПРО в Европе – это защита от возможной агрессии Ирана, теперь потенциальная угроза исходит от нескольких стран в этом регионе, где на волне революций могут активизироваться радикальные исламисты". "Но начиная дискуссию по ПРО, США изначально исходили из того, что в результате новая структура организации противоракетной системы в разных точках мира должна быть подчинена одной цели, что никто не может нанести необратимый удар по США", - продолжает Е.Минченко.
На вопрос ПРАЙМ-ТАСС о том, насколько для Б.Обамы, в следующем году вступающему во вторую политическую кампанию по выборам президента США, важно добиться успехов в продвижении программы по ПРО, Е.Минченко сказал следущее. "По истечению первого срока президентства Обаме нужны внешнеполитические успехи. В Афганистане прогресса нет, кроме того, ситуация в Пакистане в последнее время стала хуже, чем была до афганской кампании США. Сейчас очень велик риск того, что американцы вступят в конфликт с Ливией, причем никто не гарантирует здесь Вашингтону очевидных успехов. Поэтому в такой ситуации выглядят достаточно красивыми заявления представителей американской администрации о том, что в вопросах ПРО Вашингтон уже к концу текущего года может выйти на некий конструктив с Москвой", - отметил эксперт.