Статья

Чиповое цунами

Читать на сайте 1prime.ru

Вслед за автомобильным рынком катастрофа в Японии встряхнула и рынок электроники.

Землетрясение нанесло удар не только по национальному производству. Влияние кризиса распространилось и на зарубежных партнеров, которые ощутили перебои с поставками комплектующих.

Одно из сильнейших землетрясений за все историю Японии нарушило работу энергосистему страны и как следствие привело к сбоям производственного сектора. Аварии и автоматические остановки на японских АЭС привели к нехватке энергии и веерным отключениям. Первыми объявили об остановки производства автомобильные гиганты Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Mitsubishi.

Затем стало известно о перебоях с электронными комплектующими для европейских и американских автопроизводителей. Крупнейшие в мире производители электроники Sony, Panasonic и Fujitsu также объявили об остановке своих заводов в Японии. Наблюдаются перебои в работе заводов по производству чипов DRAM крупнейшей в этом секторе компании Elpida Memory и Toshiba /второй в мире производитель чипов памяти NAND/, которая поставляет флэш-памяти для компании Apple - производителя компьютеров, ноутбуков и электронных гаджет-устройств. Более 40 проц флэш-памяти NAND и 15 проц чипов DRAM производится в Японии.

Несмотря на то, что крупнейший в мире производитель чипов памяти Samsung Electronics продолжает нормально работать, стоимость микросхем памяти уже выросла на 18 проц, пишет The Wall Street Journal. Вслед за ростом стоимости электронных компонентов памяти и жидкокристаллических дисплеев стоит ожидать роста стоимости на бытовую электронику. Посткризисный рост производства компьютеров, смартфонов, дисплеев и т.д. и до катастрофы в Японии создавал дефицит микроэлектронных комплектующих, теперь же этот дефицит может стать причиной всплеска стоимости и дефицита товаров бытовой электроники – от ТВ, дисплеев, до новинок карманных коммуникационных гаджетов. Ситуация может развиваться по сценарию кризиса на рынке, возникшего в результате землетрясения на Тайване в 1999 г, когда стоимость чипов памяти выросла в 2 раза.

Как пишет Financial Times, через несколько месяцев некоторые из новейших смартфонов могут быть в дефиците, поскольку производство вроде незначительного покрытия для микросхем мобильных устройств стало жертвой сбоев, вызванных землетрясением Японии. Несмотря, на рост конкуренции тайваньских и южнокорейских компаний при производстве комплектующих, в Японии по-прежнему остаются уникальные заводы по производству электронных компонентов, материалов для электронных устройств. В частности, Mitsubishi Gas Chemical /MGC/, крупнейший производитель в мире BT-смолы для интегральных подложек, микросхем мобильных телефонов. Компания остановила производство на двух заводах, пострадавших от цунами. По подсчетам MGC, около половины мирового производство BT-смолы под угрозой, закрытие может привести к задержкам производства чипов для телефонов и смартфонов.

Если предположить, что MGC будет не в состоянии осуществить поставки смолы в течение двух-трех месяцев, то под угрозой почти 40-50 проц поставок глобальных интегральных схем для смартфонов, планшетных ПК, мобильных телефонов и сетевого оборудования, полагает аналитик Barclays Capital Эндрю Лу. Два других японских производителя Hitachi и Sumitomo обеспечивают еще 40 проц мирового производства BT-смолы. Хотя производство обеих компаний остается неизменным в результате землетрясения, но переключение на новых поставщиков создаст длительные задержки.

Когда в Японии прекратится дефицит энергии - не известно, стране технологически трудно замещать дешевую атомную энергию электроэнергией, вырабатываемой за счет дорожающих с каждым днем газа и нефти.

В далеком 1999 г потребительский спрос в России на высокотехнологичные IT-товары был слишком низким, чтобы россияне испытали дефицит и рост цен от кризиса после землетрясения в Тайване.

Теперь же цены на электронику могут вырасти в ближайшем будущем и ударить по кошельку российского потребителя. Нехватка информации от японских поставщиков заставляет быть осторожными в комментариях российских продавцов электроники – они выжидают. В представительствах Toshiba и Apple также избегают этой темы. В Apple лишь смогли сказать, что не знают даты выхода нового продукта - iPad 2. Продажи iPad 2 в США начались 11 марта, а в Канаде, Австралии и Европе - должны начаться 25 марта, но возможно планы производителя по срокам и объемам продаж изменятся. В России уже сейчас их можно купить нелегально по завышенной в 4-5 раз цене по сравнению с рынком США.

Нужно отметить, что россияне даже в тяжелые кризисные для себя в 2008 г-2009 гг покупали электронику. Правда избранно, то есть продажи не росли тотально, но по отдельным секторам рост был. Например, в разные кварталы 2009 г можно было наблюдать падение продаж на десятки процентов по настольным компьютерам, в то время как росли продажи ноутбуков. То есть россияне сокращали строку семейного или производственного бюджета на IT-товары, но избрано.

Как считает аналитик исследовательской компании International Data Corporation /IDC/ руководитель программы исследований "Корпоративные системы" Александр Загнетко, говорить о влиянии событий в Японии на российский рынок электроники, наверное, преждевременно, поскольку в целом российский IT-рынок зависит от многих не менее существенных факторов, среди которых, например, цены на нефть. Заработанные Россией за счет экспорта нефти средства расходуются в том числе и на IT: увеличиваются затраты на IT-услуги, компьютерное и другое информационно-телекоммуникационное оборудование. С другой стороны, высокие цены на нефть тормозят восстановление мировой экономики, рост доходов населения и, как следствие, сдерживают рост потребительского спроса. Поэтому в данном случае может произойти наложение факторов – временный дефицит электронных комплектующих с последующим возможным снижением выпуска IT-товаров компенсируется падением спроса на них. Что касается, цен, то запас прочности производителей позволяет удерживать цены на существующем или другом приемлемом для потребителя уровне.

Если говорить о конкретных товарах, то цены и спрос, например, на продукты Apple подогревается и регулируется скорее маркетинговыми кампаниями, отметил эксперт IDC.

Обсудить
Рекомендуем