"
Черным лебедем принято называть событие, которое навряд ли произойдет, но если такое случится, то оно окажет сильное и мало предсказуемое влияние на рынки. Начало этого года подарило рынку сразу два таких экземпляра. Первым из них стали беспорядки на Ближнем Востоке, вызвавшие резкое повышение цен на нефть и опасения, что это может привести к торможению мировой экономики. Вторым — землетрясение в Японии, вызвавшее, серьезные разрушения и радиационное загрязнение.
Реакцию рынков на эти события можно назвать нормальной, в том смысле, что ничего другого в условиях высокой неопределенности последствий катаклизма ожидать не стоило.
Например, то, что наблюдалось в день землетрясения и еще в большей степени на следующий торговый день иначе как паникой назвать было сложно. Японский фондовый индекс Nikkei обвалился за эти два дня на 16,8%, потащив за собой остальные площадки, причем как азиатские, так и европейские.
Российский рынок также не избежал распродаж, которые в наибольшей степени затронули бумаги 2-3 эшелонов, обладающие слабой ликвидностью. Опасения, что проблемы Японии могут перерасти в глобальный спад в экономике, заставили инвесторов сокращать позиции, оставляя в портфелях лишь наиболее надежные и ликвидные инструменты.
Впрочем, долго паниковать не пришлось. Достаточно быстро пришло осознание того, что восстановление разрушений вызовет увеличение потребления строительных материалов и металлов, а компенсировать выбывшие мощности АЭС придется за счет станций, работающих на ископаемом топливе. Уже проходили сообщения о том, что Япония собирается в разы увеличить закупки природного газа, и не исключено, что в скором времени появятся сообщения об увеличении поставок нефтепродуктов.
Очевидно, что лучший выбор в такой ситуации на российском рынке — это акции металлургических и нефтегазовых компаний. Еще одно последствие касается рынка автомобилей. Есть опасения, что в числе восстановленных японских автомобилей на российском рынке появятся и те, которые находились в зоне радиационного заражения. Даже если этого не произойдет, спрос на подержанные автомобили из Японии снизится, что создаст благоприятную возможность для российских производителей.
Негативные последствия, конечно тоже есть. Например, российская атомная промышленность может понести убытки из-за ухудшения отношения к атомной энергетике в мире. Но этот сегмент является непубличным, так что для фондового рынка последствия минимальные", - считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал"