Статья

Меняем ПРО на Каддафи

Читать на сайте 1prime.ru

.

В ходе переговоров Д.Медведева с Р.Гейтсом планируется, прежде всего, рассмотреть ряд двусторонних вопросов военно-технического сотрудничества, безопасности и обороны. Также значительное внимание на переговорах будет уделено тематике взаимодействия двух стран в области противоракетной обороны.

Кроме того, ожидается, что Медведев и Гейтс обсудят наиболее актуальные международные проблемы, касающиеся глобальной стабильности и безопасности. Вероятно, стороны не оставят без внимания и ливийский кризис, к разрешению которого Москва и Вашингтон подходят с разных позиций.

Отметим также, что Р.Гейтс прибыл в Россию с официальным визитом 21 марта, на сутки позже, чем планировалось, что связано с началом военной операции сил коалиции, противостоящей войскам Муаммара Каддафи.

Накануне визита в Москву Р.Гейтс высказал мнение, что потенциальный раскол Ливии чреват дестабилизацией ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он также подчеркнул, что большинство стран, включая США, выступает за то, чтобы Ливия оставалась единым государством.

В связи с этим он выразил мнение, что конечного урегулирования ситуации в Ливии смогут добиться только сами жители этой страны. И, наконец, Р.Гейтс сказал, что уничтожение М. Каддафи силами западной коалиции было бы ошибкой.

В заявлениях министра обороны США логика явно хромает, ведь накануне силы коалиции бомбили командный пункт ливийского лидера с тем расчетом, что сам М.Каддафи отдает приказы правительственным войскам из бункера, расположенного под президентским дворцом.

Позиция России по ситуации в Ливии также не отличается последовательностью. Накануне СМИ даже попытались поссорить Д.Медведева с премьером Владимиром Путиным. Вчера глава правительства назвал Резолюцию Совбеза ООН по Ливии /разрешающей закрыть воздушное пространство Ливии, что и послужило началом военной операции сил коалиции в этой стране – прим.ред/ неполноценной и ущербной. "Она разрешает всё и напоминает средневековый призыв к крестовому походу", - заявил премьер-министр. Спустя 3 часа Д. Медведев выступил со специальным заявлением по Ливии. Президент одёрнул главу правительства, назвав недопустимым использование выражений, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций.

По мнению экспертов, Россия воздерживается от того, чтобы напрямую вмешиваться в операцию "по принуждению к миру" ливийского лидера М. Каддафи. Не исключено также, что жесткая реакция Д.Медведева на высказывания В.Путина по Ливии – не что иное, как попытка Москвы сформировать некий нейтральный фон для начала консультаций России и США по ситуации на Ближнем Востоке.

Р.Гейтс, отметим, накануне подчеркнул, что переход США на "вторые роли" в нынешней военной операции в Ливии — это вопрос дней. По его словам, на ограничении роли вооруженных сил США в этом конфликте решительно настаивал их верховный главнокомандующий президент Барак Обама.

Министр обороны США также заявил, что Российская Федерация должна найти форму участия своих вооруженных сил в международных коалициях. В частности, он считает, что Россия вместе с США и Китаем могли бы надавить на те государства региона, "которые угрожают уничтожением другим государствам".

"Я призываю вас и ваше руководство подумать, в какой форме российские военные могли бы действовать в рамках международных коалиций", - отмечал ранее глава американского военного ведомства. Р.Гейтс в который раз повторил, что главными угрозами 21 века являются терроризм и распространение оружия массового поражения, упомянув при этом Иран и "Хезболлу".

Международная повестка переговоров может включить в себя и тему Ирана, обвиняемого США в попытке создания ядерного оружия. В этом вопросе, убежден глава американского военного ведомства, Россия и Китай могли бы оказывать большее давление на Тегеран. Тем более что появление ядерного оружия у Ирана будет представлять для России не меньшую опасность, чем для США. "Международный терроризм и распространение оружия массового поражения остаются главными угрозами для безопасности России и США. Это два направления, которые наиболее угрожают обеим странам", – подчеркнул Р.Гейтс.

Напомним, в ноябре прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев на саммите Россия-НАТО заявлял, что период охлаждения и претензий в отношениях Москвы и Альянса завершился.

Идея позвать российских солдат как минимум в Афганистан ранее уже озвучивалась представителями Вашингтона. Правда, никакого понимания в Москве это предложение не нашло. "Наши войска не будут возвращаться, входить в Афганистан. Это наша твердая позиция", – подчеркивал весной прошлого года глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

Впрочем, США, судя по всему, готовы ограничиться и не таким глобальным сотрудничеством. В частности, продолжая мысль о вариантах взаимодействия армий двух стран, глава Пентагона предложил подумать о возможности проведения совместных военных учений.

"Очень много возможностей для совместных учений, особенно учений по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий", – заявил накануне Р.Гейтс, добавив, что местом таких тренировок мог бы стать Дальний Восток.

В качестве другой темы предстоящего разговора он отметил вопрос создания ПРО. "У России до сих пор имеются сомнения. Тем не менее, обе стороны намерены преодолеть эти трудности", – приводят слова Р.Гейтса СМИ.

Как сказал ПРАЙМ-ТАСС заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, "я не вижу никаких противоречий в позициях России и США по Ливии. Насколько я понимаю, официальная позиция Москвы по этой проблеме сводится к заявлениям Медведева, а не Путина. Президент заявил, напомню, что причина всех ливийских проблем в Каддафи, но Россия против ведения военной операции в этой стране иностранными государствами. Что касается США, то их позиция в Ливии довольно пассивна, американцы действительно хотят отдать эту проблему европейцам".

"Что касается предложения американцев нам войти в военную международную коалицию – то понять их можно. В Афганистане те же европейцы показали свою недееспособность, поэтому логично их кем-то заменить. Россия, понятно, отказывается от непосредственного участия в боевых действиях в Афганистане. Но если американцы когда-то из этой страны уйдут, а это, в конце концов, когда-нибудь случится, то нам придется расхлебывать все последствия последней войны в Афганистане. Я имею ввиду, прежде всего, прозрачность границ Афганистана со странами СНГ", - говорит А.Храмчихин.

Что касается инициативы США создать с Россией единую ПРО, тот же А.Храмчихин ранее говорил агентству ПРАЙМ-ТАСС следующее: "Это некая политическая уловка со стороны американцев, не более. США хотят сохранить свое влияние в Европе, и это единственная цель создания ПРО. Заодно решили продемонстрировать дружелюбность в отношении России, предложив нам поучаствовать в проекте". Никакого военного значения у проекта, по мнению эксперта, нет. "Шансы на реализацию такого проекта нулевые, - отмечал А.Храмчихин. – Непонятно, против кого создается эта ПРО, абсолютно не берутся в расчет технические проблемы несовместимости двух систем и политические разногласия".

Обсудить
Рекомендуем