Ему инкриминировано злоупотребление должностными полномочиями, в результате которых чиновник обогатился на 112 млн руб. Соответствующая статья УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырёх лет.
Как пояснила официальный представитель Следственного комитета Ирина Дудукина, обвинений Д.Гаеву пока не предъявлено, экс-глава столичной подземки все еще находится в статусе подозреваемого. И.Дудукина также сказала, что на допрос Д.Гаев пока также не приходил в связи с болезнью. Напомним, что у бывшего начальника московского метро пошатнулось здоровье /он попал в больницу/ после того, как в начале февраля было объявлено о его отставке. Интересно, что, в свое время, комментируя информацию о своей отставке, Д.Гаев сказал, что узнал об этом из СМИ. Сегодня бывший метростроевец также заявил, что о возбуждении в отношении себя уголовного дело он услышал по радио. Ранее Д.Гаев говорил, что не понимает суть претензий правоохранительных органов, отмечая, что в отставку он ушел по собственному желанию.
Д.Гаев стал начальником московского метро в 1995 году, до этого он несколько лет работал в структурах столичной подземки. Является почетным строителем, почетным метростроевцем, награжден орденами за заслуги перед Отечеством III и IV степени.
Долгое время Д.Гаев входил в "ближний круг" бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, однако летом прошлого года появилась информация о том, что между ними пробежала "черная кошка". Более того, ходили слухи, что проверка деятельности столичного метро была инициирована Ю.Лужковым в начале осени прошлого года, незадолго до принудительной отставки самого Ю.Лужкова.
Напомним, в декабре 2010 года Генпрокуратура объявила, что со стороны руководства Московского метрополитена были выявлены нарушения. Тогда мэру Москвы Сергею Собянину было предложено рассмотреть вопрос об увольнении главы столичной подземки Д. Гаева с занимаемого поста. В ходе проверки были выявлены нарушения, которые свидетельствовали о наличии корыстного интереса Д.Гаева и других руководителей ГУП "Московский метрополитен".
В служебной записке Генпрокуратуры говорилось о том, что
в ходе проверки деятельности метрополитена были выявлены нарушения федерального законодательства. В частности, предприятие не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена; 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, договоры аренды не зарегистрированы.
Также было установлено, что с 2000 года ГУП "Московский метрополитен" ежегодно без согласия столичного правительства заключал договоры на аренду нежилого помещения и пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена.
Помимо этого, руководство предприятия заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и необоснованно компенсировало их последствия за счет роста тарифов на перевозки.
В ходе проверки было выявлено, что предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. В 2008-2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн рублей. В нарушение федерального закона "О защите конкуренции", московский метрополитен осуществлял отбор организаций, оказывающих эти услуги, без проведения открытых торгов.
В вину вменялось и то, что предприятие не создало резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения.
Также прокуратурой были выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. На уровень безопасности пассажиров также негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных "Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов". Показатели микроклимата по температуре превышают допустимые почти на 50 проц, уровни шума в пассажирских салонах - на 30 проц.
Локальные акты предприятия, регламентирующие порядок действий при возникновении аварий или инцидентов, не предусматривают участия представителя Ростехнадзора при техническом расследовании случаев аварии. Это способствует сокрытию от контролирующих органов происшествий на метрополитене. Также выяснилось, что предприятие не прошло процедуру обязательной перерегистрации эксплуатируемых 82 опасных производственных объектов. В соответствии с законодательством, метрополитен подлежит госохране. Однако, игнорируя указанные требования, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им же ЧОП.
В ходе проверки было установлено, что Д.Гаев, исполняя свои обязанности, действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. В частности, он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо изобретение коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия. Гаев стал патентообладателем и, начиная с 1999 года, получил 112 млн рублей от возглавляемого им ГУПа /12 млн рублей первоначально и по 10 млн рублей ежегодно/. Более того, Д.Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004 года он информацию о сделке, в совершении которой имелась заинтересованность, до сведения правительства Москвы не довел.
Напомним также, проверяла деятельность столичного метро по распоряжению С.Собянина и контрольно-счетная палата /КСП/ Москвы.
Как ранее сообщал председатель КСП Виктор Двуреченских, "общая сумма нарушений составила 3,3 млрд рублей". В.Двуреченских напомнил, что только в 2010 г субсидии на столичную подземку составили 20 млрд руб. По его словам, Московский метрополитен мог бы более эффективно распоряжаясь своими средствами, снизить объем федеральной поддержки. Кроме того , В.Двуреченских обратил внимание на значительное количество льготных пассажиров на московском транспорте. Он отметил, что за 2008-2010 годы общий объем пассажирских перевозок на московском метрополитене в целом снизился на 8 проц, а выручка предприятия выросла на 39 проц. Такой рост, по данным аудиторов, произошел за счет повышения тарифа. При этом, по его словам, ежегодно растет число льготных пассажиров, компенсация за проезд которых перечисляется метрополитену из городского бюджета, и только 2 проц этих расходов компенсируются из федерального бюджета.
Он также сообщил, что в результате проверки были выявлены случаи существенного превышении стоимости строительства станций метрополитена. Причем превышение в отдельных случаях составляло от 17 проц до более 200 проц. В частности, по его словам, стоимость строительства станции "Кожуховская" превышает среднюю на 220 проц. В.Двуреченских назвал эту станцию "самой дорогой в мире".