Эксперты аудиторско-консалтинговой компании ФБК провели оценку того, насколько зарплаты чиновников отличаются от средней зарплаты в том же субъекте федерации, и построили рейтинг. В подавляющем большинстве регионов – в 66-ти – зарплаты чиновников в 1,5 и более раза превышают размер среднемесячной заработной платы в данных регионах. Ни в одном из регионов Российской Федерации региональные чиновники не получают меньше среднемесячной зарплаты в регионе. При этом, анализируя выкладки ФБК, приходится констатировать, следуя экономической логике, парадоксальные вещи. А именно – самые большие разрывы между зарплатами чиновников и местных жителей наблюдаются в депрессивных регионах.
Лидер рейтинга – Архангельская область, где средняя зарплата чиновников более чем в 2,5 раза выше средней зарплаты по области. Недалеко отстали Волгоградская и Липецкая области - превышение в 2,4 раза.
Самая высокая среднемесячная зарплата у региональных чиновников была в 2010 году в Ненецком автономном округе – 108720 рублей, что оказалось почти в 2,3 выше по сравнению со средней зарплатой в регионе /47967 рублей в месяц – тоже один из самых высоких показателей в стране/.
"Такая финансовая "оторванность" чиновников от народа представляется нам достаточно значительной, - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В развитых странах чиновники также, как правило, получают заработную плату выше средней в данном регионе. Но практически нигде нет такого превышения, как в России".
Меньше всего получают чиновники Кабардино-Балкарской Республики – 17434 рублей в месяц, что, тем не менее, на 45 проц выше размера средней зарплаты в регионе /70-е место/. По словам аналитика, обращает на себя внимание последнее 84-е место г. Москвы. "Зарплата московских чиновников в 2010 году оказалась всего лишь на 9 проц выше, чем среднемесячная зарплата в столичном мегаполисе в 2010 году. Это опровергает известное мнение о "зарвавшихся" московских чиновниках. Получается с точностью до наоборот", - говорит И.Николаев. Экономист объясняет такие цифры в том числе и тем, что именно в Москве сосредоточены офисы ведущих российских и международных компаний, работники которых получают высокие зарплаты. "Однако факт есть факт: Москва на последнем месте в рейтинге регионов по «оторванности» чиновников от народа", - резюмирует И.Николаев.
Со своей стороны рискнем предположить, что может быть в той же Москве чиновники предпочитают увеличивать свои личные доходы не за счет зарплат, а за счет вовлеченности в проекты, реализуемых крупными бизнес-структура, проще говоря, берут не деньгами, а, как говорится, борзыми щенками?
Замечание вполне допустимое, если учесть, что недавно президент России Дмитрий Медведев поручил самым тщательным образом изучить достоверность сведений, указанных в декларациях "слуг народа".
В свое время, министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что финансовая дисциплина в регионах значительно слабее, чем на федеральном уровне. Творческое переосмысление этого заявления позволяет заключить, что в регионах чиновники воруют больше, чем их коллеги из структур федерального подчинения.
Численность госчиновников к 2013 года должна быть сокращена на 20 проц, сейчас штаты укомплектованы на 86 проц. "Чтобы выполнить планы по сокращению вакансий, надо эти вакансии иметь", - отмечал ранее тот же И. Николаев. Если средние зарплаты чиновников втрое выше, чем в стране, - это очень много, считает он: при таких высоких зарплатах чиновники еще и взятки берут.
Пару лет назад был интересный доклад Всемирного банка, напоминает он. "Его эксперты рассматривали проблемы, схожие с теми, что сейчас рассматриваем мы. Их вывод состоял в том, что в мире с ростом благосостояния коррупция снижается, но в России они этого не наблюдали и признались, что не могут найти этому объяснения. Я попытаюсь ответить на вопрос. Я считаю, что система оплаты труда чиновников, система стимулирования, которая существует сейчас, сохраняет коррупционную систему. Оплата труда никоим образом не зависит от эффективности их труда", - сказал И.Николаев.
"Есть сложная система денежного вознаграждения. Есть оклад, есть денежное поощрение, которое превосходит оклад в 10–14 раз. Таким образом хотели сделать систему стимулирующей, но это не получилось. Существует система премий, но как бы чиновник не работал, он получит примерно равную оплату труда. Она не зависит от того, как работает чиновник. Как ни поднимай оплату труда, они все равно в лес смотрят. Это сохраняет неэффективную и потенциально коррупционную систему", - отмечает эксперт.
По его словам, надо построить систему, которая основана на слове "эффективность". "Эффективная система не может быть коррумпированной при демократическом устройстве власти. Мы смотрим на зарплаты государственным чиновникам, как на среднюю температуру по больнице. Но есть региональные чиновники с минимальными зарплатами в 3–5 тысяч рублей, а есть чиновники в Москве, у которых очень солидные зарплаты. Но официальные зарплаты нельзя найти в открытом доступе. Эти зарплаты надо подсчитывать. Много лет назад была установлен уровень зарплаты, потом прошло очень много индексаций, в них очень легко запутаться", - сетует И.Николаев.
Налицо еще один парадокс - средние зарплаты российских госслужащих ниже, чем на Западе, а топ–менеджеры получают столько же, как и на Западе. У нас растет дифференциация населения по доходам.
Разрыв между средними зарплатами в наиболее и наименее оплачиваемых отраслях в России достигает пятикратного, подсчитали в свое время экономисты ФБК. А в целом разница в доходах между 10 проц самых богатых и 10 проц наиболее бедных людей в России составляет 16 раз, что является причиной социальной напряженности.
В развитых странах, в отличие от России, гораздо меньше разрыв между наиболее и наименее оплачиваемыми видами экономической деятельности. Так, в Германии, например, он составляет 2,2 раза.
А есть еще и дифференциация зарплат по регионам и внутри отраслей, напоминает заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Академии труда и социальных отношений Екатерина Самраилова. В 2002–2004 годах разрыв в зарплате между 10 проц самых высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых работников отечественной банковской сферы составлял примерно 34 раза, подтверждает директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова.
По мнению заведующего кафедрой социологии и коммуникативных систем социологического факультета МГУ Агамали Мамедова, ничем хорошим такой разрыв в уровне жизни не кончится, ведь этот показатель – один из критериев стабильности общества. "Полного равенства, конечно, никогда и ни в одной стране мира нет и не будет, но, согласно так называемой "скандинавской модели", когда разрыв между доходами самых богатых и самых бедных людей в стране достигает "1 к 7", начинаются волнения, а при "1 к 12" стоит ждать серьёзных социальных потрясений", предупреждает эксперт.