Статья

С небес – под землю

Читать на сайте 1prime.ru

.

По словам председателя правительства, за продажу акций аэропорта столица может получить 45-50 млрд рублей. Напомним, что в рамках плана правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы в 2011-2014 годы намечено строительство 53 км новых линий Московского метрополитена. Инвестиции в строительство и реконструкцию метрополитена, а также в обновление вагонного парка только в 2011 году составят 56 млрд рублей.

"Мы договорились с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином о том, что аэропорты Шереметьево и Внуково будут объединены в единый комплекс", - сказал премьер. По его словам, данная работа создаст условия для существенного увеличения возможностей обслуживания грузового и пассажирского потоков, позволит специализировать и Внуково, и Шереметьево, а также существенно снизить нагрузку на федеральный бюджет.

При этом В.Путин подчеркнул, что в дальнейшем комплекс будет приватизирован. "Хочу сразу же отметить: у государства нет цели вечно сидеть в этих активах. Этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, обустроить его и потом по соответствующей рыночной цене вывести на рынок и приватизировать", - заявил премьер-министр.

С.Собянин уже поддержал идею премьера, отмечают СМИ. Между тем, еще неделю назад руководитель столичного департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов заявлял, что власти Москвы пока не планируют продавать долю города в аэропорте "Внуково". "Сейчас вопрос продажи доли города во Внуково даже не стоит, мы занимаемся активным развитием комплекса", - пояснил тогда Н.Лямов. При этом он не уточнил, когда именно московское правительство намерено реализовать свой пакет акций аэропорта.

В настоящее время московским властям принадлежит 75 проц акций ОАО "Аэропорт Внуково". В январе текущего года указанный пакет был оценен в 27 млрд рублей.

Эксперты, в свою очередь, утверждают, что в инфраструктуру вокруг аэропорта Москва вложила гораздо больше средства – порядка 60 млрд рублей. Но вернуть эти инвестиции за счет продажи аэропорта город не сможет, полагают аналитики.

"Внуково" является третьим по величине аэропортом России. В 2010 году пассажиропоток авиаузла составил 9,46 миллиона человек. О планах продать долю города во "Внуково" стали говорить после того, как мэр Москвы Сергей Собянин решил в 2011 -2012 годах продать часть госактивов столицы на сумму порядка 200 млрд рублей. Делая ставку на ускоренную приватизацию, С.Собянин ранее заявлял, что городу нужны деньги, а не активы.

В собственности города останутся только стратегические предприятия - "Мосводоканал", "Москоллектор" и т. п., остальное продадут, объяснил в свое время заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. "Что будет готово к торгам в этом году - вопрос оценки, а в некоторых случаях еще и корпоративных преобразований из государственных унитарных предприятий в акционерные общества", - отмечал А.Шаронов в начале февраля. Для сравнения: в 2005-2010 годах город получил от приватизации около 30 млрд рублей. У бывшего мэра Юрия Лужкова, "видимо, была другая жизненная философия", - заметил тогда А. Шаронов.

Напомним также, что в начале февраля С.Собянин объявил о начале реконструкции Каширского и Варшавского шоссе, добавив, что на очереди - Рязанский и Ленинский проспекты. Первая трасса ведет в аэропорт Домодедово, последняя – во Внуково.

Эксперты посчитали, что строительство дублера Каширского шоссе –явное свидетельство того, что именно в аэропорту Домодедово в первую очередь будут строить дополнительную взлетно-посадочную полосу /ВВП-3/.

Строительство третьей взлетно-посадочной полосы в "Домодедово" потребует создания дублера Каширского шоссе, ведущего к аэропорту, заявил Минтранса РФ Игорь Левитин накануне. 27 марта. "Если мы выходим на три полосы в "Домодедово", нам нужен дублер Каширского шоссе в Москве, потому что поток пассажиров из "Домодедово" существующая автомобильная дорога пропустить не сможет", - заявил И.Левитин журналистам в понедельник. Он подчеркнул, что "к моменту выхода "Домодедово" на три полосы необходимо иметь дублер или расширять Каширское шоссе".

Между тем, вчера стало известно, что борьба за строительство третьей взлетно-посадочной полосы между московскими аэропортами Домодедово и Шереметьево завершилась в пользу последнего. Объясняя необходимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево, И.Левитин заявил, что полоса "нужна "Аэрофлоту", чтобы можно было осуществить планы роста перевозок до 40 млн пассажиров в базовом аэропорту". При этом "Аэрофлот" готов переехать в Домодедово, однако, как уточнил глава Минтранса, авиакомпанию "нельзя одномоментно куда-либо перевести".

Глава совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик заявил, что обнародованный премьером и профильным министром вариант создания московского авиаузла на базе Шереметьево и Внуково"не является оптимальным". Однако тот же В.Путин заявил, что принял решение только по Домодедово и Внуково, и посоветовал Д.Каменщику продолжать переговоры с Минтрансом.

Ожидается, что реконструкция ВПП во "Внуково" начнется 15 апреля. Начало строительства третьей ВПП в "Шереметьево" запланировано на начало 2012 года, и стоимость работ оценивалась руководством аэропорта в 25-28 млрд рублей.

В Москве сейчас действуют четыре аэропорта, так или иначе принадлежащие государству - Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково. Государству через "Росимущество" принадлежит контрольный пакет в Быково, 100% в Шереметьево, и - условно - Домодедово. Условно - потому что последний аэропортовый комплекс был передан в очень длительную аренду (на 75 лет) управляющей компании "Ист Лайн" /в 2005 году Росимущество попыталось оспорить данную схему, но позже стороны заключили перемирие – прим. Ред. Что касается Внуково, то крупнейший акционер там тоже государство, правда, в лице правительства Москвы, контролирующего, как было сказано выше, около 75 проц..

Ранее предполагалось, что В.Путин может принять решение об объединении всех трех указанных авиаузлов, а затем приватизировать этот актив.

Вариант привлечения одного крупного инвестора на весь авиаузел вызывает в целом скептическую реакцию у экспертов. Аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова считает, что аэропорты должны конкурировать между собой, поэтому целесообразнее привлекать в них инвестора "по одиночке".

Впрочем, есть идеи аэропортного "единоначалия" и сторонники. "Наличие разных собственников у аэропортов влечет за собой разные способы развития. Было бы логично координировать их деятельность", - считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Единый собственник мог бы специализировать каждый из аэропортов на том или ином виде деятельности: грузоперевозках, чартерных, международных перевозках, что повысило бы их эффективность.

Еще один вопрос, возникающий при варианте продажи аэропорта Шереметьево - это продаваемая доля. Шереметьево /равно как и другие аэропорты/ считается стратегическим объектом, и государство вряд ли готово отдать контроль над ним в руки частников. Поэтому инвесторам едва ли стоит рассчитывать на большее, чем 49 проц акций, считает управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский. Он оценивает стоимость всего аэропорта в 1-1,5 млрд евро.

Оценка А.Рожкова из ИФК "Метрополь" еще более консервативна: он полагает, что максимальный пакет акций аэропорта на продажу - блокирующий.

Среди возможных покупателей доли в аэропорту эксперты перечисляют все ту же "Ист Лайн", структуры Олега Дерипаски /которому принадлежат аэропортовые узлы на юге России/, давно поглядывающую на Шереметьево "Альфа-групп". Нельзя исключать из этого списка и иностранных инвесторов, однако здесь вероятность покупки существенно ниже: зарубежный бизнес не так просто привлечь к приватизации российских аэропортов из-за непрозрачности финансового управления последних, отмечает И.Андриевский.

Аналитики Альфа-банка отмечают, что все решения премьера являются позитивными для "Аэрофлота", который базируется в "Шереметьево". Строительство третей ВПП в этом аэропорте устранит узкие места, связанные с развитием "Шереметьево" до 2020 года, и стоимость "Шереметьево" с третьей ВПП должна стать выше примерно на 25-30 проц. Таким образом, "Аэрофлот", как будущий крупный миноритарный акционер /9 проц по последним оценкам/ в объединенном "Шереметьево" после деконсолидации терминала D, снова окажется в выигрышном положении.

Что касается строительства третьей ВПП в "Домодедово", то решение В. Путина не означает, что она не будет построена, однако сроки реализации этого проекта будут больше, отмечают в Альфа-банке. "Домодедово" располагает площадью для строительства до 10 ВПП, включая существующие две, в то время как "Шереметьево" может разместить на своей территории только три полосы. Таким образом, с точки зрения потенциала для дальнейшего расширения, Домодедово имеет больше шансов стать основой площадкой для Московского авиа-хаба. Даже "Аэрофлот", стратегия которого предполагает увеличение количества пассажиров до 70-75 млн человек в 2025 году с 14 млн в 2010-м, рассматривает возможность перехода в Домодедово после 2020 года, подчеркивают в Альфа-банке.

Обсудить
Рекомендуем