Реформирование вагоноремонтного комплекса ОАО "РЖД" предусмотрено Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Основные направления реформирования, его этапы и целевые параметры определены в Концепции, одобренной советом директоров ОАО "РЖД" 3 марта 2006 года. Наиболее предпочтительным признан вариант создания трех экстерриториальных дочерних обществ, одно из которых интегрирует системообразующие ремонтные предприятия ЦДРВ, другие - в перспективе будут выполнять функции независимых сетевых вагоноремонтных компаний.
Основными целями создания дочерних обществ ОАО "РЖД" в сфере ремонта грузовых вагонов являются обеспечение долгосрочных потребностей железнодорожного транспорта в плановых видах ремонта грузовых вагонов, повышение экономической эффективности комплекса при гарантированном обеспечении безопасности перевозочного процесса, выведение непрофильных видов деятельности, формирование условий для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, рост капитализации создаваемых акционерных обществ.
Компании создаются в форме открытых акционерных обществ с долей участия ОАО "РЖД" 100% минус одна акция. Владельцем одной акции в каждой компании будет являться АНО "Желдорреформа".
В создаваемые дочерние общества будут переданы 118 вагоноремонтных структурных подразделений, входящих сейчас в структуру ЦДРВ. Суммарные производственные мощности предприятий составляют 358 тыс. 134 ремонтов в год. В частности, в дочернее общество ОАО "Вагонная ремонтная компания - 1" передается 40 вагоноремонтных структурных подразделений общей производственной мощностью 137,38 тыс. ремонтов в год, в ОАО "ВРК– 2" и ОАО "ВРК- 3" - по 39 вагоноремонтных структурных подразделений общей производственной мощностью 119,3 тыс. и 101,453 тыс. ремонтов в год соответственно.
Суммарный размер уставных капиталов трех создаваемых обществ составляет 27 млрд. 753 млн. 22 тыс. 434 рублей, в том числе, "ВРК-1" - 11,7млрд. рублей, "ВРК-2" - 8,9млрд. рублей, "ВРК-3" - 7,015млрд. рублей.
Взаимодействие между дочерними обществами и ОАО "РЖД" будет осуществляться на основании действующей нормативно-правовой базы, а также принятых регламентирующих документов и должно строиться на рыночных принципах.
Предусмотренный бизнес-планами объем инвестиционных вложений на период 2011-2015 годах является одинаковым для базового и оптимистического сценариев. Общий объем необходимых средств за весь период составит 15,3 млрд. рублей.
Концепцией реформирования вагоноремонтного комплекса Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО "РЖД" и создания на ее базе дочерних обществ ОАО "РЖД" предусмотрено сохранение в собственности ОАО "РЖД" пакета акций ОАО "ВРК-1" размером более контрольного и не менее блокирующих пакетов акций ОАО "ВРК-2" и ОАО "ВРК-3".
Планируется, что свою хозяйственную деятельность дочерние общества начнут в середине 2011 года.
***
Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов была создана на основании решения совета директоров ОАО "РЖД" от 30 ноября 2005г. с целью выделения вагоноремонтного производства в отдельный вид деятельности. С апреля 2006 года дирекция приступила к производственно-хозяйственной деятельности.
В настоящее время в состав ЦДРВ входят 13 региональных дирекций по ремонту грузовых вагонов, которые, в свою очередь, осуществляют контроль деятельности линейных вагоноремонтных структурных подразделений, объединенных по территориальному принципу. Ремонтная база филиала включает 111вагоноремонтных депо, 2 рефрижераторных депо, 4 вагоноколесных мастерских, 4 вагоноремонтных участка.
Списочная численность персонала работников предприятий ЦДРВ по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 34 970 человек.
Общее количество отремонтированных в 2009 г. грузовых вагонов составило 305 670 единиц. За 2007–2010 гг. наблюдается устойчивое снижение количества ремонтируемых вагонов, что связано, прежде всего, с общим снижением объема грузовых перевозок в России, возникшим, в свою очередь, вследствие экономического кризиса. Структура ремонтов по видам вагонов в рассматриваемом периоде оставалась стабильной.
Несмотря на снижение объемов деятельности, доходы компании ЦДРВ по основной деятельности не снизились, и составили в 2009 г. 14 млрд. рублей. Основная причина — рост парка сторонних потребителей услуг в связи с реструктуризацией парка ОАО "РЖД" и выделением дочернего общества ОАО "ПГК".