Внушительные результаты показал стрит-ритейл. Объем сделок купли-продажи вырос, причем сейчас инвесторы рассматривают приобретение целого пула объектов. Активировались игроки и в сегменте аренды. Февраль ознаменовался войной сотовых операторов «Евросети» и «Связного» за помещения. Очень высокую активность проявляют операторы банковского сектора и общепита в поиске помещений в основных торговых коридорах. В результате, в ЦАО растет дефицит предложения качественных объектов. В спальных районах ситуация обстоит не так остро, т. к. предложение практически не ограничено. Собственники помещений постепенно переходят на более жесткие докризисные условия работы.
По данным Penny Lane Realty, рост арендных ставок в этом сегменте за первый квартал составил 30% по сравнению с концом 2010 года. Таким образом, ставки варьируются в пределах 3000-7000 долл/кв.м в год в ЦАО, в спальных районах 1500-3000 долл/кв.м в год. Стоимость квадратного метра в центральной части города составляет 15000-23000 долл/кв.м, в спальных районах 4500-9000 долл/кв.м. При этом цена квадратного метра в спальных районах у метро может достигать 15000-20000 долл/кв.м за счет активного пешеходного трафика.
«Активность инвесторов на рынке также возросла: становятся ощутимы последствия запрета строительства торговых центров в пределах ТТК, - отмечает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. - В ближайшее время будет закрыт ряд сделок купли-продажи значимых торговых объектов. Цены продаж варьируются в пределах 120-200 млн долл. Предпродажная подготовка объектов часто включает целый комплекс операций: изменение пула арендаторов, корректировка договоров аренды, в основном, в сторону увеличения сроков действия, замена эксплуатирующих организаций на более эффективные и т.д. Как правило, результатом этих мер становится привлечение покупателя (или в некоторых случаях соинвесторов) или появление интереса банков к финансированию подобных проектов».
Ставка на звезд
В сегменте общепита стремительно растет количество инвесторов и управляющих компаний. Все чаще ресторанные операторы привлекают не только инвесторов в свои проекты, но и громкие имена, как правило, медийных персонажей. Собчак, Лепс, Ургант, Цекало, Канделаки, безусловно, вызывают интерес и позволяют идентифицировать объект на рынке. Зачастую возможность увидеть популярную фигуру за соседним столом остается сильным магнитом для посетителей.
Начало года также ознаменовалось оживлением на рынке консалтинга. «Структура заказов кардинально меняется, - говорит А.Могила. - Небольшой поток запросов на оценку объекта в кризисные годы сменился заданиями на разработку и корректировку концепций торговых центров, а также комплексное развитие территорий. Через два года отсутствие строительства торговых центров будет весьма заметно, и за счет более реалистичного подхода к проектам этот пробел удастся максимально нивелировать».
Нельзя не отметить произошедшие в первом квартале крупные сделки в сетевом ритейле. Х5-Копейка и Дикси-Виктория существенно скорректировали расстановку сил. Немаловажно, что эти поглощения дали толчок к целой цепочке более мелких перестановок, в основном, на локальных рынках. Результаты этих изменений станут заметны к концу весны - началу лета.
«Итоги первого квартала демонстрируют устойчивую положительную динамику на рынке торговой недвижимости, - резюмирует А.Могила. – Мы ожидаем, что рынок в этом году выйдет на докризисные показатели. Дефицит качественных помещений и активизация игроков на рынке приведут к новым ценовым рекордам».