Статья

Стоп-кадр

Читать на сайте 1prime.ru

.

Защита авторских прав – тема, довольно остро обсуждаемая в России. И одними налогами на "болванки" и электронику проблемы не решить. Напомним, летом 2009 года Союз кинематографистов России объявил о разработке законопроекта, предусматривающего налоговые сборы с "производителей и импортером материальных носителей и оборудования, предназначенных для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях".

Российское правительство, стремящееся в ВТО, в последнее время всерьез занято усилением защиты авторских прав в стране. И идею поддержало. Но теперь актуален вопрос, а кто же будет собирать этот налог? Пока Российский союз правообладателей разбирается в судах с Российским обществом по смежным правам за это святое право, представители российской киноиндустрии жалуются на свою участь и предлагают изменить законодательство. И тут уже возникает еще один вопрос: либо налог "на пиратство", либо ответственность за нелегальный контент…

Как отметил в четверг в рамках "круглого стола" продюсер, режиссер, тележурналист, член Совета Федерации РФ, Сопредседатель "Ассоциации теле- и кино продюсеров" Алексей Пиманов, "мы все больше понимаем, что летим по наклонной плоскости вниз". "Нам все тяжелее дается производство, - признал он. - Мы не можем вернуть деньги, вкладываемые в производство контента". В Ассоциации отдают себе отчет в том, что за Интернетом будущее, но при этом сложно отрицать, что сеть "убивает" производство контента и кино. "Пора присоединяться к странам, которые приняли регулятивные законы в этой области, ведь под ударом – авторское право, - отметил А.Пиманов. - В России в настоящий момент - начало процесса, связанное с тяжелыми и долгими разговорами. Попытки "сесть с провайдерами в одну лодку", толку не имеют. Мы не понимаем, почему люди, которые пользуют наш контент, должны спокойно зарабатывать на нашем продукте".

Как отметил в рамках "круглого стола" представитель компании "Веб Контроль" Кирилл Семенов, доля интернет аудитории, ориентированной на просмотр видео-сюжетов в Рунете растет, и к концу года она составит 16 млн уникальных пользователей. По подсчетам исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru , 69 проц жителей России скачивают фильмы и музыку на бесплатных ресурсах, и только 9 проц из них считают, что это преступления. При этом количество всех онлайн-просмотров и скачиваний только кино –премьерных релизов в 2010 году составило более 150 млн, указывает К.Семенов. Аудитория подобных сайтов Рунета - не только россияне, контент–услугами пользуются жители Украины, Казахстана, и др. "К примеру, фильм, вышедший в кинопрокат, за месяц из сети скачивают в среднем 750 тыс. раз, что сильно снижает сборы, - говорит он. - При этом доходы сайтов, использующих нелегальный контент, растут - ежегодно пиратские сайты в рунете зарабатывают 1,5 миллиарда рублей.

В свою очередь, генеральный директор продюсерской компании "Дирекция кино" Анатолий Максимов сожалеет об упущенных возможностях. "В 2004 году российское кино создало прецедент – мы были на первых строчках кассовых сборов, - вспоминает он. - В 2007 году мы вышли на 30 проц домашних кассовых сборов отечественного кино, но теперь ситуация в корне переменилась".

То, что произошло с национальным кинематографом - это обвал, считает А.Максимов. Сейчас мы стали шестой территорией в мире по кассовым сборам, но успех этот вовсе не для национального продукта. 80 проц сборов имеют 5 голливудских компаний, указал он. Мы вырастили гигантскую площадку для голливудского кино, признает А.Максимов.

"Дело не в качестве российского кино, ведь интерес к национальном продукту существует, - говорит он. - Просто смотрят его не в кино". С 2007 года происходит рост широкополосного доступа в стране, и сейчас интернет стал могилой для российского кинематографа, полагает представитель киноиндустрии. При этом голливудские потери в этой связи несоизмеримы с российскими. "Голливуд смог вернуть утраченное, - отмечает А.Максимов. – В 2010 году, сменив DVD на интернет-просмотры, американская индустрия собрала за счет сети 6 мдрд долл., из них половина ушла провайдерам, а половина вернулась в Голливуд".

Аудитория кинотеатров - это молодые люди, активные пользователи Интернета, - рассуждает он. Они резервируют поход в кино для крупнобюджетного продукта и рынок, таким образом скукоживается.

Есть ли выход? По мнению генерального директора "Tvigle Media" Егора Яковлева, безусловно. "Исторически, мы - первый сайт, который занимается легальным контентом, и когда мы начинали, нас называли сумасшедшими, - говорит он. – Но уже сейчас появились "первые ростки" легального рынка, около десятка площадок, которые активно работают с правообладателями. Мы работаем не только со всеми российскими продюсерами, но и привлекаем крупнейших западных менеджеров. При этом, просмотр контента для пользователя бесплатный, основанный на рекламе".

Процесс, который идет сейчас, абсурден, считает Е.Яковлев. "Крупнейшая площадка не хочет нести ответственности за загруженный контент, что влечет к маргинализации рынка, - говорит он. - Если законодательная база пойдет в этом направлении, все крупнейшие международные правообладатели уйдут с нашего рынка. Если мы берем курс на инновации, то это, прежде всего,- уважение к результатам труда в области интеллектуальной собственности. В обратном случае, это путь в никуда. "Мне странно видеть, когда основоположники интернет –рынка занимают такую позицию. Рынок должен быть прозрачным, легальным, правовым, и соответствовать международным нормам".

Генеральный директор компании "Всемирные русские студии" Юрий Сапронов также уверен в том, что легальные площадки могут приносить доход. "В 2010 году прибыль от интернет-проката на легальных сайтах была соизмерима с продажей нашего контента на DVD", - указал он.

Сергей Семенов, юридический советник Ассоциации теле- и кинопродюсеров России согласен с тем, что в связи со взрывным развитием технологий право отстает. "Мы уже 2 года ведем работу с провайдерами и владельцами сайтов, и в ходе обсуждений выявилась определенная проблема, - рассказал он. - Должны ли операторы сайтов и провайдеры нести ответственность за контент, который размещают пользователи? Есть две точки зрения". С одной стороны, в IT индустрии есть четкое понимание того, что если пользователи разместили контент, то владельцы ресурсов не несут за него ответственности. "Судебная система также неустойчива, и знаем, что дело ВГТРК против "Вконтакте" закончилось не в пользу правообладателей", - напомнил юрист. Но с юридической точки зрения, любая деятельность должна осуществляться с соблюдением законодательства.

"Мы предлагаем оптимизировать законодательство, которое не поспевает за развитием интернета, - говорит С.Семенов. - Необходимо принять закон, регулирующий отношения в сети". У нас в законодательстве нет понятия "интернета", нет понятия "сайт", нет понятия "интернет-провайдера", сетует юрист. Кроме того, Ассоциация считает, что необходимо внести в четвертую часть Гражданского кодекса РФ нормы, которые определят зону ответственности онлайн-ресурсов и интернет-провайдеров. "Без возложения ответственности на интернет-сообщество за их участие в нарушениях прав интеллектуальной собственности проблему не решить, - указывает С.Семенов. - В США, Англии, Франции были приняты специальные законы о защите прав интеллектуальной собственности в Интернете. Проблема остра во всем мире, и очевидно, что и России без специального регулирования не обойтись".

Обсудить
Рекомендуем