И.Артемьев напомнил, что законопроект, разработанный ФАС, совершенствует антимонопольное регулирование. В частности, упрощает процедуру уведомительного контроля, уточняет определение картеля, ужесточает ответственность за нарушение конкуренции.
Вообще, процедуру уведомительного контроля ФАС предполагало отменить совсем, но в ходе обсуждения с чиновниками решено норму сохранить. "Процент дел, которые мы ведем по уведомлениям, меньше одного процента", то есть процедура не имеет смысла, отметил глава ФАС. Правительство, в свою очередь, полагает, что ФАС на основании таких уведомлений должна формировать базу по движению акций. "Если нужно мы сможем сделать запросы о сделках, но не стоит обременять бизнес", - сказал И.Артемьев, пообещав вернуться к этому вопросу в рамках второго чтения законопроекта в Госдуме.
Кроме того, законопроект позволяет ФАС контролировать сделки, совершаемые за пределами России, но влияющие на национальный рынок. У ФАС появляется право рассматривать такие сделки в случае, если они касаются компаний, оказывающих услуги в России общим объемом более 1 млрд руб в год.
Третий антимонопольный пакет также уточняет понятие согласованных действий компаний. Например, предусмотрена отмена уголовной ответственности за "согласованные действия" компаний на рынке. Как пояснил глава ФАС, речь идет о действиях компаний, которые реагируют на "ожидания в экономике". При этом глава ФАС подчеркнул, что за такие действия сохраняется административная ответственность.
Что касается картеля - соглашения конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов, то по мнению И, Артемьева, такие действия можно квалифицировать как "мошенничество" либо "заговор против потребителя". И это уже Уголовный кодекс.
Вообще, законопроект сужает понятие картеля - к ним теперь будут отнесены только вертикальные соглашения.
Усиливается и ответственность чиновников за нарушение свободы бизнеса. Новый законопроект предусматривает оперативную дисквалификацию лица, "вставляющего палки в колеса". Чиновники ни могут быть лишены права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности на срок до трех лет. Предусматриваются и повышенные штрафы.
Кроме того, по мнению ФАС, необходимо изменить подход к определению монопольных высоких цен. Ведомство пришло к выводу, недостаточной определенности статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции". В рамках поправок при определении монопольно высокой цены необходимо учитывать уровень мировых цен, общепризнанные мировые индикаторы и результаты биржевых торгов. Теперь при оценке цены вместо метода себестоимости будет использоваться метод сопоставимых рынков.
То есть, завышенность цены будет определяться не исходя из затрат на производство, а исходя из того, какие цены на эту продукцию складываются в других регионах и странах.
Для правильной оценки цены как монопольно высокой необходимо использование рыночных формул. Благодаря таким формулам, которые вовсю используются за рубежом, можно с высокой точностью рассчитать реальную цену, отметил глава ФАС.
Поправки содержат нововведения относительно использования госресурсов и направлены на повышение открытости госпродаж, считает глава антимонопольного ведомства.
В целом, по мнению главы ФАС, новое антимонопольное законодательства упрощает жизнь бизнесу, а также самому ведомству, поскольку количество сделок, контролируемых ФАС снижается. Кроме того, поправки " гармонизируют" российское и международное законодательство, поскольку включают положение об экстерриториальности антимонопольного регулирования.