Соответствующий проект закона Государственная дума РФ приняла 11 апреля. 13 апреля он получил одобрение Совета Федерации. Напомним, что обсуждение документа в парламенте сопровождалось бурными дебатами, в частности, ставился вопрос о неконституционности решения "обложить" московских и питерских автовладельцев более высокими штрафами. Однако у президента РФ никаких замечаний к документу не оказалось, а недовольство рядовых автомобилистов, известных своей политической активностью, если и выплеснется наружу, то это будет уже после выборов 2012 года, когда и вступят в силу самые одиозные поправки федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пояснительной записке к документу сообщается, что вступление в силу новых правил отнесено на следующий год /часть с 1 января 2012 года, а часть с 1 июля следующего года/ для того, чтобы в обеих столицах успели соорудить перехватывающие парковки. До этого момента штрафы за нарушение ПДД во всех регионах РФ останутся равными.
В этом и ловушка – возмущенные эксклюзивными высокими штрафами столичные автомобилисты будут выражать недовольство не сейчас, а только тогда, когда реально столкнуться с тем, что им будут выписываться штрафы на несколько тысяч рублей, сказал ПРАЙМ-ТАСС председатель Движения автомобилистов России, в недалеком прошлом депутат Госдумы, Виктор Похмелкин. "Фактор выборов безусловно учтен при определении сроков вступления в силу новых поправок, касающихся повышения штрафов за нарушения ПДД в Москве и Санкт-Петербурге. Политический разрыв налицо – сначала выборы в парламент, а потом повышение штрафов. Единороссы – тонкие психологи, ведь они понимают, что наши автовладельцы, как и большинство наших граждан, действуют по принципу, “гром не грянет и так далее”, - рассуждает В.Похмелкин. - При этом, что бы ни говорили единороссы, поправки, регламентирующие для Москвы и Санкт-Петербурга более высокие штрафы нежели на остальной территории страны, явно нарушают конституционные основы. Какой выход? Например, когда водитель получит в той же столице штраф по московским расценкам, ему следует обратиться в Конституционный суд и обжаловать сумму выписанного штрафа. Мы, да и все общественные движения автомобилистов страны, готовы помогать в каждом таком случае".
Лидер Федерации автовладельцев России /ФАР/ Сергей Канаев считает, что "подписанный закон является прецедентом, разделившим права различных социальных групп". "Теперь мы вправе потребовать повышения штрафов для тех людей, которые разрабатывают и исполняют подобные законы и, соответственно, должны служить примером в их соблюдении", - полагает он.
Как ранее говорил ПРАЙМ – ТАСС президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травина, "не менее важно ставить вопрос о том, помогут ли запредельные штрафы в двух столицах справиться с проблемой пробок". "Думаю, что нет,- полагает он. - Во-первых, мы, автомобилисты хаотично бросаем машины в городе не потому, что хотим нарушать, а по причине того, что негде ставить. Поэтому для большинства автомобилистов последние предложения воспринимаются как очередная попытка властей получить дополнительные деньги в бюджет, а не меры, направленные на оптимизацию дорожного движения в крупных городах".
При этом В.Травина отмечает, "что голь, как говорится, на выдумки хитра. Вот простой пример. Если автовладелец, подойдя к своей машине, увидел рядом с ней гаишника, выписывающего штраф за неправильную парковку, то этот автовладелец может сходу заявить, что машина его, но ставил в неправильном месте ее не он, а кто-то из ста людей, имеющих доверенность на вождение этой машины. Кого в этой ситуации наказывать, согласитесь, не очень понятно. Я не удивлюсь, что после вступления в силу новых поправок, народ придумает и другие лазейки, чтобы избежать штрафов. Про рост взяток гаишникам я даже не хочу напоминать, это, как говорится, само собой разумеющееся". При этом В.Травин не уверен, что из-за высоких штрафов в Москву будут меньше приезжать иногородних авто.
Схожее мнение высказывает и лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. По его словам, закон, поднимающий штрафы за нарушение Правил дорожного движения /ПДД/ в Москве и Петербурге не улучшит ситуацию с пробками в этих городах, но увеличит "доходы" недобросовестных автоинспекторов и ударит по карману малоимущих автовладельцев.
"Такие фискальные, или, как мы их называем, репрессивные меры логичны только в комплексе вопросов организации парковок в Москве. Когда есть перехватывающие стоянки, когда общественный транспорт работает четко, когда для него есть выделенные полосы", - сказал В.Лысаков "Интерфаксу" в пятницу.
В противном случае, по его словам, "ужесточение санкций за парковку все равно не оздоровит ситуацию с пробками". Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. направлен на оптимизацию организации дорожного движения в населенных пунктах, обеспечение законодательной основы для создания парковочных мест для автомобилей, ужесточение административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушения ПДД.
Законопроектом вводится ответственность: за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси - от 1 до 50 тыс. руб.; нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу – от 5 до 200 тыс. руб.; перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, использующимся для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление такой деятельности - 5 тыс. руб.; управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси - 5 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, - 5 тыс. руб.; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств – 1,5 тыс. руб. /в Москве или Санкт-Петербурге – 3 тыс. руб./; движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на данной полосе в нарушение ПДД - 1,5 тыс. руб. /в Москве или Санкт-Петербурге – 3 тыс. руб./.
Размер штрафа за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением отдельных случаев, увеличивается с 700 руб. до 1 тыс. руб. При этом вводится штраф а за невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика в размере 800 руб.
Размер штрафа за выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, увеличивается со 100 руб. до 1 тыс. руб. При этом исключается возможность вынесения предупреждения за данное правонарушение.
Размер штрафа за невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, увеличивается со 100-200 руб до 1 тыс руб.
Как пояснял председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, "выработана формула, по которой устанавливается повышенная административная ответственность за ряд правонарушений, совершаемых на территории городов федерального значения".
Ранее В. Плигин подчеркивал, что данное повышение штрафов не затрагивает единства конституционного поля России. Он отметил, что штрафы будут действовать на всех людей, в том числе приезжающих в Москву и Петербург. Санкции ужесточатся за такие нарушения, как неправильная парковка и отказ пропустить спецмашины - "скорую помощь", полицию, пожарную службу. Превышение скорости на дворовой территории также будет караться штрафом в размере 3 тыс. рублей.