По результатам общественных слушаний "Социальные и управленческие стандарты работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", состоявшихся 27 января 2011 года, Общественная палата Российской Федерации выступила с предложениями по изменению ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной таможенной службы Российской Федерации в сфере государственного контроля в российских морских пунктах пропуска.
Рекомендации Общественной палаты направлены Председателю Правительства Российской Федерации, Министру транспорта Российской Федерации, Председателю Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности, Руководителю Федеральной таможенной службы, Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Участники общественных слушаний также рекомендовали:
- Общественному совету при Росгранице совместно с Общественной палатой Российской Федерации подготовить информацию для передачи в структуру Администрации Президента, занимающиеся борьбой с коррупцией;
- обратиться в Правительство России для создания межотраслевой группы для подготовки предложений по совершенствованию работы пунктов пропуска в морских портах;
- обратится в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по транспорту с просьбой разработать предложения по совершенствованию законодательства /привести в соответствие с конвенцией ФАЛ/;
- передать материалы в рабочую группу Общественной палаты Российской Федерации для дальнейшей проработки вопроса совершенствования правоприменительной практики;
- Общественной палате Российской Федерации обратиться в региональные общественные палаты /где есть морские порты/ с просьбой изучить данную проблему и представить в Общественную палату свои предложения;
- направить материалы в ТПП России для отслеживания ситуации.
- Общественному совету при Росгранице на постоянной основе продолжить исследования рудиментарных практик, вести работу по их мониторингу.
Руководитель Росграницы Дмитрий Безделов и председатель Общественного совета при Росгранице Николай Титюхин поблагодарили Александру Очирову за плодотворное сотрудничество и внимание к проблемам обустройства государственной границы Российской Федерации и договорились провести еще одно общественное слушание в сентябре 2011 г. Тема для обсуждении для будет предложена членами Общественного совета при Росгранице.
Общественные слушания "Социальные и управленческие стандарты работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" состоялись по инициативе Рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по разработке социальных стандартов и развитию системы социальной защиты населения совместно с Общественным советом при Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Справка:
В решении Общественной палаты Российской Федерации говорится, что Россия, являясь участником Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, взяла на себя обязательства принимать все надлежащие меры для облегчения и ускорения международного морского судоходства и предотвращения неоправданных задержек судов.
Однако подзаконные акты и инструкции российских государственных контрольных органов не соответствуют международной конвенции по облегчению международного морского судоходства /Конвенции ФАЛ-65/ в части ограничения списка требуемых для оформления судозаходов документов. Вместо 7 документов, требуемых по Конвенции ФАЛ-65, каждая контрольная служба в российских портах /морских пунктах пропуска/ запрашивает от судовладельцев и грузоперевозчиков избыточный состав сведений и документов, которые в ряде случаев они могут не иметь. Вместе с тем, заблаговременно представленные судовладельцем документы в системах управления рисками контрольных органов не анализируются и содержащиеся в них сведения эффективно не используются, т.к. несмотря на значительный объем предварительной информации все без исключения приходящие и отходящие суда досматриваются представителями контрольных органов. Ожидание процедуры досмотра вместе с самим физическим досмотром судов заграничного плавания осуществляется в российских портах дважды: сначала перед разгрузкой судна, а затем повторно после его погрузки перед выходом из порта. Эта рудиментарная практика сохраняется без изменения в российских портах со времен СССР, от чего давно отказались развитые страны мира, за исключением некоторых африканских стран.
Непроизводительные задержки и простои судов в морских портах, как следствие, существенно препятствуют созданию положительного имиджа российской портовой инфраструктуры и образа России в целом. По данным всемирного банка Россия занимает 94 место из 155 возможных по уровню развития логистической отрасли среди других стран мира. Индикатор всемирного банка LPI складывается из оценки работы таможенных органов, оценок скорости и стоимости доставки грузов, наличия задержек при транспортировке и "дружественности" логистической системы страны в отношении пользователя в целом.
Несовершенство административных процедур, чрезмерное количество требуемых для проверки бумажных документов, а также необоснованная и не имеющая аналогов в мире практика 100% проверки судов загранплавания государственными контрольными органами сводит на нет все усилия по внедрению унифицированных стандартов оснащения морских пунктов пропуска через государственную границу. Кроме того, поскольку знакомство со страной у зарубежных гостей начинается с пересечением государственной границы, то все видимые недостатки работы пунктов пропуска вследствие несовершенства контрольных процедур наносят прямой ущерб имиджу и положительному облику Российской Федерации в целом.
С учетом этого Межведомственная комиссия по развитию системы пропуска через государственную границу Российской Федерации еще в ноябре 2009 года поручила Минтрансу России, ФСБ России, ФТС России, Минсельхозу России, Минздравсоцразвития России, Росрыбоводству, Росгранице в первом квартале 2010 года подготовить с учетом требований данной Конвенции согласованные предложения по совершенствованию технологии осуществления государственного контроля в морских пунктах пропуска. Однако, при прохождении согласованных предложений по совершенствованию технологий государственных пунктов пропуска, возникли административные барьеры.
В отличие от России во всех экономически развитых странах процедуры оформления судов проводятся во время проведения производственных операций. При этом часть документов, необходимых для оформления судов, доставляется в адрес портовых, пограничных, таможенных и других контролирующих органов агентом судна заблаговременно, а остальные – непосредственно после швартовки судна к причалу. В российских портах такая практика до сих пор отсутствует.
В ряду причин подобного положения дел отмечается крайняя непривлекательность российских морских портов со стороны международных транспортных операторов. Это подтвердили представители транспортных ассоциаций и агентств, работающих в портах России.
Совершенствование административных практик необходимо в целях:
- сокращения непроизводительных задержек и простоев судов в морских портах Российской Федерации вследствие рудиментарных административных процедур;
- ускорения движения транспортных, грузовых и пассажирских потоков через российские порты;
- повышения привлекательности российских участков мультимодальных транспортных коридоров;
- повышения эффективности работы государственных контрольных органов в морских пунктах пропуска.
Достижение обозначенных целей предлагается осуществить посредством внедрения:
- современных стандартов функционирования морских пунктов пропуска;
технологических схем работы государственных контрольных органов на основе межведомственного информационного взаимодействия;
- единого для всех государственных контрольных органов перечня данных и документов, запрашиваемых от участников транспортного рынка при пересечении государственной границы;
- электронного обмена данными между государственными контрольными органами на основе механизма "Единого окна".
Совместной рабочей группой Общественной палатой РФ и Общественного Совета при Росгранице РФ определены основные проблемы, связанные с рассмотрением грузопотоков и портов:
- проблемы регулярной доступности актуализированных данных по статистике, которые затрудняют международное сравнение и отсутствие сравнительного мониторинга последовательных данных по грузопотокам, что препятствует детальному пониманию воздействия различных факторов на работу мультимодального транспорта в региональных системах России;
- необходимо сокращение времени контрольных действий и порядок пропуска через границу отрицательно влияет не реализованный принцип "одного окна";
- отсутствие информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих представлять контрольным органам необходимую им информацию в электронном виде.
Межведомственная интегрированная информационная система /МИАИС/ планируется к внедрению только к 2012 году.
В связи с образованием Таможенного Союза вышеописанные проблемы административных практик в морских портах Российской Федерации требуют безотлагательного решения по следующим направлениям:
- приведения нормативных актов Таможенного Союза, российского законодательства и ведомственных нормативных актов в соответствие с положениями Международной конвенции ФАЛ 1965 года в части унификации требований к количеству и составу форм документов и процедурам документальных проверок;
- внедрение международных стандартов при обустройстве внешних границ государств-членов Таможенного Союза и лучших административных практик функционирования контрольных органов на границе является обязательным условием для создания положительного облика Российской Федерации как среди государств-членов Евразийского экономического сообщества, так и на международной арене в целом.
Разработку мероприятий по устранению вышеуказанных проблемных вопросов целесообразно согласовать с деятельностью Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики. Применение новых технологий и решений потребует пересмотра и оптимизации существующих административных и нормативных процедур и практик. Например, эффективность деятельности подразделений государственных контрольных органов, как в морских пунктах пропуска, так и на государственной границе Российской Федерации в целом могла бы быть многократно повышена при грамотном внедрении и применении преимуществ российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Современная практика новых подходов взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска показывает значительный потенциал для улучшения эффективности взаимодействия и устойчивости через более широкое распространение принятия успешных инициатив.
Преодоление вышеописанных проблем, связанных с избыточными требованиями к составу документов и несовершенству досмотровых процедур на границе требует совместных решений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции на государственной границе /ФСБ России, ФТС России, ФМС России и др./.
Пресс-служба Росграницы
http://www.rosgranitsa.ru/ru/activity/advisory/council/news/3875