С лагом в полгода за развертыванием кризиса в США в конце 2007 – начале 2008 года последовала Европа, затем через полгода настала очередь развивающихся стран. Теперь, конечно, все иначе: между депрессивным сектором недвижимости США и остальной экономикой – не только 13 трлн.долл. ипотечного долга, но и огромная подушка из cash и прочих государственных стимулов, а значительная часть ипотечных активов – так или иначе, в том или ином виде уже в руках государства. Это оно теперь отвечает за последствия достижения двойного дна и принимает их на себя, правда, в не до конца известной степени, потому что бухгалтерские ухищрения позволили банкам скрыть часть плохих долгов этого /и не только этого/ типа "до лучших времен". Однако происходящее на рынке активов объемом 13 трлн.долл., почти равном ВВП США /и этот объем – только штатовский, не считая Европы/ ясно показывает, что любые победные фанфары относительно преодоления рецессии могут звучать лишь до того момента, пока ФРС покупает госдолг, закрывая собой гигантскую амбразуру.
К сведению: есть еще один способ хотя бы временно победить ухудшение качества активов и, как минимум, оттянуть момент расплаты по гигантским счетам /в идеале, хорошо бы всё это спихнуть на государство, но все тут получается/.
Это лоббирование своих интересов во власти. Расходы на лоббирование в 2010 г. выросли более чем в 2 раза против 2000 г. и составили 3.5 трлн.долл. /Time Magazine/. Наибольшие суммы на лоббирование, как интуитивно понятно, затратили в 2010 г. доблестные представители финансового сектора, страхования и риэлторы – 473 млн.долл., затем – производители фармацевтики и медицинского оборудования /если помните, это – именно та отрасль, которая является лидером по избежанию уплаты налогов на территории США/, 240 млн.долл., затем следуют производители электроэнергии, 191 млн.долл, а нефтегазовые лоббисты израсходовали 147 млн.долл.
Между тем, развивающиеся страны, как мы отмечали, напротив, находятся на совсем иной стадии кредитного цикла. Их возможности экстенсивного развития отгородили их до известного момента от проблем развитых экономик, но теперь инфляция настигает их. Они начинают сдавать обороты, причем Китай уже достиг известных успехов в сдувании пузыря в области жилой недвижимости /мы писали об этом ранее/. Смена стимулирующей денежной политики на более жесткую в развивающихся экономиках определяет неизбежное новое замедление экономического роста в мире. И надо же такому случиться, что это совпадает по времени с окончанием QE2! Неужели теперь про полугодичные лаги речи идти не может?
На графике – нормы обязательного резервирования в развивающихся странах. Россия, как мы видим – один из самых "робких" борцов с инфляцией. Что это – намек для ЦБ РФ быть активнее? В российских условиях такой вывод, однако, далеко не однозначен, как мы знаем".