Статья

Техосмотр как рудиМент

Читать на сайте 1prime.ru

В четверг президент России Дмитрий Медведев провел в своей загородной резиденции в Горках встречу с руководством "Единой России", где озвучил инициативы, которые должны привлечь внимание российских автомобилистов. В частности, сегодня Д.Медведев предложил либо отменить прохождение техосмотра автотранспорта, либо проводить его в заявительной форме. Глава государства и ранее неоднократно выступал за либерализацию правил регистрации и технического осмотра транспортных средств. Напомним, что с 4 апреля в России действуют новые правила регистрации автомобилей, упрощающие эту процедуру для водителей. В частности, в законе речь идет о том, что процесс постановки на учет и получение номеров в ГАИ не должно занимать более 3-х часов.

"У меня есть два предложения: либо вообще отменить техосмотр, либо сделать его беспроблемным для граждан, и, может быть, изъять это из компетенции МВД с тем, чтобы это происходило в заявительном ключе", - сказал сегодня глава государства. Д.Медведев также отметил, что прохождение ТО в будущем не должно отнимать у автовладельцев много времени.

Еще летом прошлого года сообщалось, что в правительстве РФ готовят законы, облегчающие процедуры регистрации и технического осмотра автомобилей, а в начале июля 2010 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, передающий право проведения технического осмотра транспортных средств специализированных частным техцентрам. Этот документ эксперты тогда назвали многострадальным, ведь решение отобрать у ГИБДД функции проведения техосмотра было принято правительством еще в ноябре 2003 года. Затевая административную реформу, правительство сочло логичным шагом передать право на техосмотр компаниям, занимающимся автосервисом и имеющим профессиональное оборудование для этого. При этом компании, желающие проводить техосмотр, должны получить соответствующую аккредитацию при органах государственной власти. Но только в 2009 году данный документ был разработан группой депутатов, а после исправлен и дополнен ГИБДД и Минэкономразвития РФ. При этом последнее в 2010 году подготовило свой вариант документа. Ключевым расхождением в двух законопроектах был вопрос о возможности ремонтировать автомобили компанией, выдающей талоны техосмотра. Депутаты настаивали на разрешении совмещения этих двух функций, тогда как Минэкономразвития было категорически против. В итоге правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова согласилась с предложением парламентариев.

Однако противники передачи ТО в частные руки всегда находили контраргументы, заявляя, что строгость техосмотра нужно повышать, а "частные" компании, по их мнению, по определению не смогут стать гарантами объективного тестирования состояния автомобиля.

В частности, речь шла о том, что изменения в порядке прохождения техосмотра предполагают, что новые автомобили теперь будут выпускать на дороги без техосмотра в случае, если автосалон предоставит документы, подтверждающие подлинность маркировки, соответствия транспортного средства техническим и экологическим требованиям и др.

Ранее сообщалось, что стоимость техосмотра будут определять сами пункты техосмотра, однако она не должна превышать размер максимальной платы, установленной органом исполнительной власти на местах. Процедура осмотра не должна занимать более двух часов. Если машина не соответствует требованиям, то после устранения неисправностей водитель сможет повторить процедуру техосмотра бесплатно в том же центре.

Согласно законопроекту, автовладельцы смогут выбирать осуществляющую технический осмотр компанию по своему усмотрению без привязки к месту регистрации машины и месту жительства. Пункты техосмотра, в свою очередь, получат право самостоятельно определять стоимость работ, однако с условием, что она не будет превышать размер максимальной платы, установленной органом исполнительной власти субъектов РФ.

При прохождении техосмотра в частной компании автовладельцам больше не придется предоставлять медицинскую справку и полис ОСАГО. Новый перечень необходимых документов включает в себя только паспорт /или водительское удостоверение/, свидетельство о регистрации транспортного средства и доверенность с правом управления машиной и прохождения ТО /в том случае, если водитель не является собственником/.

Также законопроект устанавливает причины, согласно которым компания может отказаться проводить техосмотр. Это может произойти, если, например, в конструкцию автомобиля были внесены изменения, не зафиксированные в регистрационных документах, а также в случае, когда машину на ТО передает человек, не имеющий права на ее управление.

В настоящее время правительство разрабатывает новую форму талона техосмотра, порядок информационного обмена между компаниями и соответствующими госорганами /которые имеют право проверять деятельность организации не чаще, чем раз в три года/, а также порядок поступления и расходования бланков техосмотра.

В случае окончательного утверждения документа Госдумой, Советом Федерации и президентом РФ, новая схема прохождения техосмотра начнет действовать с 30 июня 2011 года.

Как ранее говорил ПРАЙМ-ТАСС лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, "если документ, отменяющий обязанность проходить техосмотр новых автомобилей действительно обсуждается в недрах правительства и это не очередная "утка", то вопрос критериев определения того, новым или старым является автомобиль, важен. Соглашусь, что логично признать новым автомобиль, возраст которого не превышает трех лет". "Что касается Вашего вопроса о том, насколько дорогим удовольствием станет получение справки в салоне на соответствие машины положенному техническому состоянию для безаварийной езды, то этот вопрос на совести дилеров. Однако практика показывает, что любое решение, так или иначе влияющее на стоимость услуги в данном случае получения справки соответствия, как правило, приводит к тому, что эта услуга дорожает", - отмечает В.Лысаков. При этом он полагает, что законодательная отмена обязательного ныне предоставления медсправки при прохождении техосмотра сама по себе не столько значима и критична. Корень проблемы в другом – справки сейчас выдают на основании внешнего осмотра автовладельца врачом–терапевтом. При этом такой подход не может установить психологических, наркологических изъянов автовладельца, а система диспансеризации разрушена. Ранее обязательным при поступлении на курсы вождения считалось предоставление справок из нескольких диспансеров. В автоинспекции сегодня нет полной базы данных о физическом состоянии и здоровье россиян, допущенных к управлению машинами. Почему власти не задумываются о реанимировании системы диспансеризации. Да, для этого необходимы финансовые ресурсы, но экономика теряет больше из-за высокого уровня аварийности на российских дорогах, в том числе провоцируемой водителями, управляющими автомобилем в нетрезвом состоянии", - отмечал В.Лысаков.

Ранее сегодня появилась информации, что стоимость проведения технического осмотра всех автомобилей и автобусов в Москве может увеличиться на 35 проц с 1 июля 2011 года. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте столичного департамента транспорта. В последний раз стоимость техосмотра повышалась в столице в апреле 2010 года также примерно на треть.

Согласно проекту, стоимость техосмотра легкового автомобиля может вырасти с 690 рублей до 930 рублей. При этом техосмотр грузового автомобиля массой до 3,5 тонн может подорожать с 790 рублей до 1,07 тыс. рублей, массой от 3,5 до 12 тонн – с 1,06 тыс. рублей до 1,43 тыс. рублей, а с полной массой свыше 12 тонн – с 1,14 тыс. рублей до 1,54 тыс. рублей.

Проблема с прохождением ТО в Москве обострилась в начале 2011 года после смены руководства столичного ГИБДД. Новое начальство принялось "наводить порядок" в этой сфере и "бороться с коррупцией в своих рядах", что привело к многочасовым очередям на пунктах ТО, которые оказались не готовы к наплыву автомобилистов, привыкших за последние десятилетия покупать талоны ТО у предприимчивых милиционеров, не утруждая себя поездками на пункты техосмотра. Тем более, что "брали по-божески". Похоже, этот вид коррупции в ГИБДД полностью устраивал обе стороны. Однако, если президенту удастся избавить частных автовладельцев от этой бессмысленной по сути процедуры, это будет большим политическим плюсом Д.Медведеву в предвыборный год.

Обсудить
Рекомендуем